Время молитв: Фаджр: 5:54 - Шурук: 7:53 - Зухр: 14:00 - Аср: 16:50 - Магриб: 19:48 - Иша: 21:30 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Особенности искусства ислама
Как выглядит мечеть? Различные типы мечетей
Сакральная геометрия
Культура периода Аббасидов
Каллиграфия
Поэзия в исламе
Особенности османской архитектуры
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Сакральная геометрия

Сакральная геометрия в архитектуре ислама

Основным принципом ислама является единственность Всевышнего Аллаха в господстве и в природе, необходимость поклонения только Ему одному, а не какому-либо изображению или иной сущности. Однако человеческий разум несовершенен и обладает склонностью к восприятию чего-то зримого, материального, поэтому даже в исламе проявляются отдельные физические представления поклонения (например, священная Кааба). Так, если мусульмане ищут убежища, они часто стремятся к какому-то конкретному месту, вместо того, чтобы пасть в земном поклоне у себя дома и просить помощи у Аллаха. Можно все свое жилище превратить в место поминания Аллах и поклонения Ему, однако мы выделяем для этого некий конкретный угол, наполняя это пространство атрибутами поклонения. Учитывая такие особенности человеческого воображения, и возникла наука- сакральная геометрия. Это наука об искусстве создания некого ограниченного пространства, где все бы напоминало человеку о величии Всевышнего Аллаха.

Согласно аль-Бируни, геометрия называлась геодезией, и ее относили к разделу естественной философии, предметом которой являлось создание комбинаций материальных форм во времени и пространстве. Во времена Ибн Сины геометрию классифицировали как математическую науку. Однако до сегодняшнего дня многие считают ее наукой религиозной, так как сакральная геометрия составляет основу исламской архитектуры. В удивительных геометрических узорах мусульманских зданий представлены целые духовные концепции. Изображения включают и геометрический рисунок элементов человеческого тела, и формы растений, и геологические структуры, поэтому существует выражение "в геометрии проявляется Всевышний".

Геометрия может даже воздействовать на чисто механические физические явления, усиливая их эффект. Попробуйте сказать что-нибудь шепотом под сводами мечети или медресе,- слова будут четко слышны в другом конце здания: звук фокусируется в центре сферы, (само здание имеет форму сферы), а затем отражается от стен.

Этот принцип применяется ко всем другим видам колебаний в пределах собора: вогнутая линза-купол, тарелкообразные антенны. Английский путешественник Брайн Вингейт так описал исламскую архитектуру: "Конструкции настолько сложны, а рисунки так геометричны, что, кажется, уходят в бесконечность, приглашая ваш разум за собой".

Кроме этого, арабские и мусульманские зодчие, перенимая идею собора от предшественников, привнесли новые элементы в исламскую архитектуру. Их задачей являлось воплощение некой нематериальной концепции в реальном физическом объекте, созданном из местных материалов. Примером такой абстракции является мечеть Купол Скалы- аль Куббат-уль Сахра, или мечеть Омара, в Палестине, в Иерусалиме. Согласно древнему семитскому поверию, это место являлась пересечением нижнего и верхнего миров. По библейскому сказанию, именно здесь пророк Ибрагим (мир ему) построил алтарь, чтобы принести в жертву своего сына Исмаила (мир ему), и на этом же самом месте к Ибрагиму (мир ему) явился библейский пророк Натан, передавший, что Господь отвергает его намерение построить здесь храм, так как он пролил кровь (Библия, Самуил II, 7:12,13). Эллины и греки также считали, что здесь пересекаются два мира, и когда-то здесь возвышался храм бога Апполона. Таким образом, это место всегда являлось объектом поклонения в разных эпохах и для совершенно различных культур. Мечеть была построена здесь по приказу халифа Омара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) над выступающим камнем. Возможно, именно отсюда произошло вознесение Пророка Мухаммада (САС).

В конечном итоге, задачей сакральной геометрии является создание некого окружающего пространства совершенной физической гармонии, отражающей концепцию гармонии божественной, как проявление Милости Всевышнего к своим созданиям. Человек, находящийся в такой обстановке, не может не ощущать на себе ее воздействия; при этом он сам проявляет стремление быть более гармоничной личностью. "Озаренное сердце способно увидеть отсвет" (Саид Нурси). Сакральная геометрия достигла полного совершенства в воздействии на человеческое сознание через изображение физических объектов.

Геометрические очертания молекул воды, атомов углерода, протеинов, вирусов, клеток и тканей играют первостепенную роль в выполнении их функций в жизненном цикле. Все эти организмы обладают свойством механической стабилизации только за счет их способности составлять одно-двух-и трехмерные фигуры, состоящие, в свою очередь, из трехгранников, пента, гексагранников и более сложных геометрических образований.

В недавнем прошлом люди предпринимали попытки нарушить геометрию физического мира, но каждый раз это приводило к разрушению, а не созиданию. Рауль Синхви попытался изменить геометрические очертания живых клеток, чтобы тем самым изменить программу генетического кода, заложенную Всевышним. В результате в деструкторизованных, потерявших свою первичную сферическую форму клетках появилась тенденция к делению и активировалась программа смерти.

Георгий Гурджиев, философ и путешественник начала ХХ века, много времени проведший в мусульманских странах, сказал: "Среди произведений искусства, особенно древнего, есть множество вещей необъяснимых, оказывающих на вас необычайно сильное воздействие, в них есть нечто, утерянное в современном искусстве".


"Мечети Средней Азии… Они- шедевры масштаба и колорита, они- свидетельства лиричности ислама. Их глазурь, их изумруд и кобальт запечатлеваются на вашей сетчатке… В них действительно ощущается идеосинкретичность, самоувеличенность, желание за(со)вершить самих себя. Как лампы в темноте. Лучше: как кораллы - в пустыне". (И. Бродский, "Размером подлинника").






  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Булуг аль-Марам Достижение цели

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles