Время молитв: Фаджр: 7:06 - Шурук: 9:02 - Зухр: 13:54 - Аср: 16:05 - Магриб: 18:26 - Иша: 20:14 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Понятие ихтилят в исламе

Под термином «ихтилят» в исламе понимается совместное пребывание мужчин и женщин.

Понимание этого положения вызывает разногласия среди мусульманских ученых, и, соответственно, по-разному к этому относятся и простые мусульмане.

Так, некоторые считают, что женщина должна покидать дом лишь в двух случаях: выходя замуж и отправляясь на кладбище.

При этом даже выход женщины в мечеть считают «харамом», основываясь на словах Айши (да будет доволен ею Аллах): «Знал бы посланник Аллаха, что женщины творят после него, то запретил бы им ходить в мечети».

Не хочется, чтобы наши дома были пусты и дети оставлены без присмотра, а женщины занимались чем-то вдали от дома. Мы не хотим, чтобы наши жены потеряли скромность и стали вести себя развязано. Ведь женщина должна олицетворять собой скромность и недоступность, женщина- это тайна Аллаха.

"Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью" (33:33)

Однако в современном обществе женщина покидает дом, чтобы получить образование, зачастую она работает и принимает участие во всех сферах жизни, а, следовательно, общение с коллегами по работе, одногрупниками, преподавателем неизбежно, и возникает проблема ихтилята.

И тут возникает целый ряд вопросов:

  • Встреча мужчин и женщин- дозволена или запрещена («халяль»/«харам»)? Как женщина может жить вдали от мужчин в современном обществе? Как вообще можно понять, в условиях современности, изоляцию женщины в доме, ведь это нечто наподобие домашнего ареста, или тюремного заключения?
  • Почему женщине запрещено то, что разрешено мужчине? Почему мужчина может наслаждаться свежим воздухом, а она- имеет право дышать лишь на определенных условиях?
  • Почему женщина должна быть объектом подозрений? Ведь у нее такая же религия, как и у мужчин, и, следовательно, такое же понятие греха и удержания от него;
    Она наделена таким же разумом и нафсом (центр желаний и страстей- подробнее…), так же, как и мужчина, подвержена влиянию шайтана.

Почему в последнее время среди некоторых направлений и школ появилось крайне суровое отношение к женщине, при этом считается, что таковое отношение – от ислама?

Какой бы тематики мы не касались, какую бы проблему не рассматривали, мы всегда будем придерживаться направления умеренности и стремиться к «золотой середине».

В позиции по отношению к женщине со стороны мусульман можно выделить две крайности:
«западники»,
выступающие за отступление от религиозных ценностей, идущие против самого женского естества и ратующие за «освобождение» женщины от «религиозных условностей». Однако при этом они упорно игнорируют весь спектр явно негативных факторов, от которых страдают женщины западной цивилизации, и, кроме того, забывают, что каждая религия имеет свое видение и подход к этому вопросу;

«радикалы», которые обязывают женщину жить по определенным принципам, в основе которых лежат некие трактовки и таклид (здесь под «таклидом» понимается подражание). Они считают, что такое положение соответствует религии. При этом специально выбираются высказывания некоторых ученых, выдернутые из определенного контекста, если это совпадает с их собственным подходом и представлением.

В действительности же все дело в том, что такой человек сам не способен нормально общаться с женщинами. Однако это- человеческий фактор, зависящий от времени и места, не имеющий никакого основания в религии, и не являющийся доказательством («далилем»). Термин «ихтилят» сам по себе является нововведением в религии («бид’а»),- он не встречается ни в Коране, ни в хадисах пророка (СААС), ни в высказываниях сподвижников.

Этот термин появился только в конце ХIХ века! ( кто не поверит, может заняться поиском в более ранних источниках). Буквальный перевод означает «смешивание».

При рассмотрении социальных вопросов, прежде чем вынести вердикт «дозволено» или «запретно» («халяль»/ «харам»), ислам всегда задается вопросом:
Какая польза будет от этого явления? Какой вред? В каком виде, по какому сценарию будет проходить? ( в нашем случае- встреча, общение мужчины и женщины)?
Далее выдвигаются необходимые условия такой встречи.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, лучше всего обратиться к истории становления ислама, к словам пророка (СААС), к сунне праведных халифов и его сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).

Однако мы не найдем упоминаний, что во времена пророка (СААС) женщина была заперта в доме, напротив, она принимала самое активное участие в жизни общества, участвовала в пятничном намазе и в других коллективных молитвах, в одном помещении с мужчинами.

Во времена пророка (СААС) мечеть не была разделена на мужскую и женскую половину, женщины стояли в задних рядах. На это указывает и хадис пророка (СААС), обращенный к женщинам: «Держитесь в заднем ряду, и чем дальше ряд, тем лучше»,- чтобы женщины не видели мужчин, так как в то время одежда была другой. В первое время в мечети был один, общий вход, впоследствии сделали отдельный вход для женщин.

Отношение самого пророка (СААС) к женщинам было простое, он не делал из этого проблемы. Так, одна женщина выучила суру «Пещера» на слух, только из хутб! Потому что часто их посещала. Женщины принимали участие в праздничных молитвах.

Умм Атыйя передала: «Нам было приказано выходить на праздник, и женщинам с циклом, и незамужним девушкам» (Муслим), и таких хадисов очень много. Женщины посещали уроки, и задавали вопросы касательно религии о том, о чем теперь не спрашивают, и получали понимание религии, об этом упоминает Айша (да будет доволен ею Аллах). Их жажда знаний была велика, и они попросили пророка о дополнительном уроке, только для них.

Достоверно известно, что женщины участвовали в военных походах в качестве медицинского персонала, и трогали и лечили чужих мужчин. Умм Атыйя передала: «Я участвовала с пророком в семи битвах». (Муслим). И если некоторые теперь указывают, что Умм Атыйя была пожилой женщиной, то ведь Айша и Умм Сулейм были молодыми, им было по 20 лет, и они тоже участвовали! Об этом есть хадис от Анаса в сборнике Муслима (№ 1811). Они лечили раненых,- следовательно, трогали их.

Социальная жизнь
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику» (9:71)
Женщины, наравне с мужчинами, выступают проповедниками добра и противниками проявления любой несправедливости, зла.

Общеизвестен случай, когда на проповеди в мечети Умар ибн аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах)сказал: «О, женщины! Не назначайте махр (свадебный дар, калым) больше 40 унций!»- «Почему?» громко спросила с дальнего края мечети одна из женщин. «Потому что с сегодняшнего дня я так решил!» -«У тебя нет права так говорить! Ибо сам Аллах Всевышний разрешил нам устанавливать марх, какой мы захотим!»

И Умар, повелитель правоверных, халиф уже огромной к тому времени территории, покорно с ней согласился: «Правильно сказала женщина, и ошибся Умар»,- эти слова праведного халифа приводит ибн Касир в своем тафсире к суре «Женщины», добавляя: « … так как это было нормой в обществе», и говорит: «хороший иснад». (иснадом называется цепочка передатчиков хадиса).

Одна женщина, по имени аш-Шифа’, заведовала отделом контроля всех рынков Мадины того времени, в ее задачу входило контролирование прохождения всех крупных торговых сделок, заключения контрактов, уровня цен. Этот неоспоримый факт говорит о том, что у женщин того времени не существовало ограничений в связи с работой.

И если кто-то возразит, что это была женщина в возрасте, то неужели на такую ответственную должность могли назначить женщину, просидевшую дома все предыдущие годы! Ведь для такого рода работы необходим солидный опыт! Откуда бы появился у нее такой опыт, будь она заперта дома!?

Что говорится в Коране?
В историях пророков и посланников (мир им) не находится этой железной схемы, которую некоторым так хочется создать.

Вспомним историю Мусы, когда он странствовал по землям Мадьяне и оказался у колодца: (28:23-26) "Когда он прибыл к колодцу в Мадьяне, то обнаружил возле него людей, которые поили скотину. Неподалеку от них он увидел двух женщин, которые отгоняли свое стадо. Он сказал: «Что с вами?» Они сказали: «Мы не поим скотину, пока пастухи не уведут свои стада. Наш отец очень стар».

Он напоил для них скотину, а затем вернулся в тень и сказал: «Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне».

Одна из двух женщин подошла к нему застенчиво и сказала: «Мой отец зовет тебя, чтобы вознаградить тебя за то, что ты напоил для нас скотину». Когда он пришел к отцу и поведал ему рассказ, он сказал: «Не бойся. Ты спасся от несправедливых людей». Одна из двух женщин сказала: «Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия».

История рассказывается как обыденная и естественная жизненная ситуация- молодые девушки пасли скот, и когда к ним обратился посторонний мужчина, они вступили с ним в беседу. Затем он идет с ними вместе к их отцу, и девушка дает совет своему отцу, причем тот следует этому совету.

Другой пример: Закария заходил в михраб к Марьям (мир им обоим), хотя и не являлся ее махрамом,- он был мужем ее тети. «…Каждый раз, когда Закарийа (Захария) входил к ней в молельню, он находил возле нее пропитание. Он сказал: «О Марьям (Мария)! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха, ведь Аллах дарует пропитание безо всякого счета, кому пожелает». (3:37)

И это были пророки! Неужто ж пророки показывают там плохой пример?! Следовательно, такое общение дозволено.

Маликат Саба, или царица Савская. Она совершает путешествие к царю Сулейману (мир ему), и пророк общается с чужой женщиной?! (27:32- 44).

Кто- то говорит: «Это- закон других народов, он нас не обязывает!». Но Коран говорит об этом с такими тонкостями, и эти истории не преподносятся нам, как нечто греховное, напротив, рассказываются, как совершенно обыденные!

Когда в Коран рассказываются истории, это не является просто развлекательным чтением, каждое слово дано нам для наставления и напоминания, и это закон тех кто был до нас, и это и наш закон, пока Ислам не запретил и пока нет у нас другого закона.

«Это – те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем. Скажи: «Я не прошу у вас вознаграждения за него. Это не что иное, как Напоминание для миров». (6:90)

Причем существенно, что подобное поведение по отношению к женщинам наблюдается не у какого-то одного пророка, а прослеживается у всех пророков (мир им),- то есть, носит общий характер по отношению к женщинам!

Запирание женщины в доме являлось наказанием за совершенное прелюбодеяние, как этап постепенного введения шариата, пока не были ниспосланы другие аяты:
«Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь». (4:15)

В чем же провинилось несколько поколений женщин?! «Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?» (18:103, 104)

Неужели кто-то может действительно представить, что, согласно Корану, Ислам держит женщин в постоянном наказании?!

Заключение
Совместное нахождение мужчин и женщин не является запретным («харамом»), а порой является даже необходимым, при условии, что цель- благая (приобретение знаний, полезная работа). Однако это вовсе не означает исчезновения всех разграничений между полами и отрицания шариата. Никто не должен обольщаться на свой счет, воображая себя безгрешным, как ангел и думать, что за него нельзя переживать. Ведь шайтан может подступить к каждому, даже самому праведному.

Общению полов установлен ряд определенных ограничений, а именно:

  1. Опускание взора


    "Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы..." (24:30,31)

    В Коране сказано «гадду мин абсарихим», что буквально означает «удерживание», а «мин аль» означает «чуть-чуть от многого», то есть- не смотреть на аурат; не смотреть со страстью; не смотреть долго без необходимости. Это выражение часто встречается в Коране и в хадисаах, но нигде не найдем, что вообще нильзя смотреть.

  2. Скромная одежда
    Здесь следует напомнить о понятии хиджаба- одежде мусульманки, отвечающая следующим условиям:
    1. Покрывающая все ее тело, за исключением лица и кистей рук;
    2. Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающей
    3. Одежда не должны быть облегающей, так как облегающая, прозрачная одежда может быть более соблазнительной, чем открытая;
    4. Одежда должна быть из категории женской одежды и никак не мужской.

    "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин..." (24:31)
    Мужская одежда также должна быть скромной .

  3. Контроль этикета поведения, разговора, движений. Все это включает в себя понятие внутренний хиджаб.
    "...и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают" (24:31)
  4. Запах
    Существует понятие «домашнее благовоние», то есть следует избегать духов привлекательного характера.
  5. Уединение
    Уединение мужчины и женщины в закрытом помещении, куда никто не может войти, исключено. Например, если преподаватель и студентка находятся в одной аудитории, дверь должна быть открыта.
  6. Ограничение встречи целью и задачей-
    нельзя допускать бесцельного общения. Это наносит вред репутации женщины, свидетельствует о ее доступности, а также мешает ее святой обязанности воспитания подрастающего поколения и ответственность за погоду в доме.

      "Золотой серединой" для женщины является стремление и тяга к дому, с сохранением при этом своей роли в обществе.
      В общении она не должна потерять свою скромность, недоступность и высокий статус женщины, данный ей от Аллаха Всевышнего

      "Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду." (33:35)

      А еще можно почитать:

    1. Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2



  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Библия, Коран и наука

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles