Время молитв: Фаджр: 7:13 - Шурук: 9:13 - Зухр: 12:55 - Аср: 14:32 - Магриб: 16:18 - Иша: 18:18 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект

Данный материал представляет собой сокращенную запись цикла бесед по истории ислама, проведенного для студентов –арабистов и религиоведов различных ВУЗов СПБ по их просьбе. Мы старались изложить темы языком, понятным широкому кругу читателей, однако все же сохранили некоторые арабизмы, учитывая специфику материала.

Основное внимание уделялось анализу причин возникновения того или иного течения, их характерным особенностям и отличиям от направления Ахлю-ас-Сунна.

Начнем с того, что постараемся рассмотреть возникновение разделений мусульман на течения в исторической ретроспективе. В дальнейшим рассмотрим основные течения более подробно

ЧАСТЬ I Общий исторический обзор

    Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Будет пророчество, пока Аллах хочет, потом Аллах заберет его, когда захочет,
    Потом – будет хиляфа, по стезе пророчества, пока Аллах хочет, потом Аллах заберет ее, когда захочет,
    Потом будет власть по наследству,(букв: «аль мульк аль аад»т.е. «правители будут держаться за власть зубами») пока Аллах хочет, потом Аллах заберет ее, когда захочет,
    Потом будет власть тиранов, пока Аллах хочет, потом Аллах заберет ее, когда захочет,
    Потом – будет хиляфа, по стезе пророчества,
    Потом….» и пророк замолчал»

(«Муснад» имам Ахмада,т.4, передал ан-Нуман ибн Башир).

Если сложить все время правления праведных халифов, получается ровно 30 лет... (11/632-40/661)

1. Первые признаки появления разногласий
Во времена пророка (СААС) никаких существенных разногласий не существовало. Хотя сподвижники, будучи очень разными людьми, и расходились порой по некоторым второстепенным вопросам, существовал авторитет Посланника Аллаха (СААС), который либо разрешал возникшие разногласия, либо объявлял оба мнения легитимными.
После смерти Посланника Аллаха (СААС) первое разногласие среди сподвижников появилось в вопросе избрания первого халифа: ансары (жители Мадины) считали, что преемник пророка (СААС) должен быть избран среди них, так как именно они предоставили в свое время укрытие и защиту Посланнику Аллаха (СААС).
Однако это противоречие разрешилось быстро и безболезненно, и все присягнули Абу Бакру
( см. подробнее: избрание Абу Бакра халифом ).

Начало периода его правления было отмечено большой смутой- войны с вероотступниками внутри халифата, известные как «войны ридда», появление лжепророков. Однако решительному и стойкому Абу Бакру удалось успешно справиться со всеми смутами.

( см: правление Абу Бакра, подробнее… ).

Затем, после смерти Абу Бакра, последовал длительный период правления II халифа Омара ибн аль Хаттаба, отмеченный чрезвычайной стабильностью. ( Omar см: правление Омара, подробнее…… ).

«Дверь фитны закрылась, когда Умар принял ислам, и дверь фитны сломалась, когда он умер», сказал пророк Мухаммад (СААС)
Во время избрания избрание III халифа возникли существенные разногласия, так как мнения разделились между двумя кандидатурами: Усмана ибн Аффана и Али бн Аби Талиба.
Абдурахман ибн Ауф задал вопрос Али:
«Будешь ли ты судить по книге Аллаха, и по сунне пророка, и следовать путем Абу Бакра и Умара?» Али: «По книге Аллаха, и по сунне пророка, а потом -нет. (прим: т.е не следовать Абу Бакру и Умару абсолютно) Только по примеру их стараний и по своим возможностям».

Почему Али так ответил?
Али был очень дальновиден, он понимал, что время ушло вперед, ситуация изменилась, халифат уже не тот, что был при Абу Бакре, и даже при правлении Умара, поэтому и «старания»- иджтихад- уже должен быть другой, его иджтихад, соответствовавший его времени. А Аллах лучше знает. Тот же вопрос был задан Усману. И он ответил: «Да».

( см: избрание Усмана халифом, подробнее……… ).

Период правления Усмана, III халифа, был отмечен появлением и разрастанием смуты (или фитны).
( см: предпосылки возникновения фитны, подробнее…..)
Именно в этот период появились серьезные силы, стремящиеся разрушить халифат изнутри. Мусульмане не смогли противостоять смуте, и заговорщикам удалось убить праведного халифа Усмана (да помилует его Аллах) (см. III праведный халиф, эпизоды:
( см: принятие мер, подробнее… )
( см. первое выступление заговорщиков, подробнее..)
( совет, подробнее..)
( последние 20 дней жизни халифа Усмана, подробнее..)
последняя хутба, подробнее..)
( убийство)

2. Период правления IV праведного халифа, Али бн Аби Талиба.
Появление хариджитов

Посланник Аллаха (СААС) предсказал достаточно много событий из будущего своей уммы, и предсказал появления многих сект, описав их признаки.
«Будут дни очень сложные, и разумные растеряются, и содрогнутся сердца» (хадис пророка, СААС)

Четвертый праведный халиф, Али ибн Аби Талиб, был избран и правил в очень трудный для исламской уммы период.
Муавия, сподвижник и наместник в Сирии, отказался присягнуть Али, так как считал, что следует немедленно найти и наказать виновных в гибели Усмана, «по горячим следам». Али же занимал выжидательную позицию, полагая, что любые действия приведут к разжиганию еще большей фитны.
( см. Избрание Али бн Аби Талиба халифом, подробнее… )

Их конфликт дошел до военного противостояния.
Сражение при Саффейн
Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа писал: «Большинство из тех, кто желал вступить в сражение, не хотели подчиняться ни Али, ни Муавийи, которые требовали от мусульман прекратить кровопролитие. Однако, как это часто происходит, когда разгорается огонь смуты, даже правители не могут потушить его».Три месяца обе стороны пытались предотвратить военное столкновение, но нашлись люди, которые начали подстрекать остальных на сражение.

В конце концов, в месяце джумада-ль-ахир 37 г.х. началось кровопролитное сражение в местности под названием Саффейн, в котором погибло более 10000 мусульман с обеих сторон (по другим данным- намного больше).

В ходе этой битвы, когда военный перевес явно склонился на сторону Али, войска Муавии подняли на копьях листы Корана в знак того, что сражение необходимо остановить. Были выбраны третейские судьи для ведения переговоров.

Это явилось моментом появления хариджитов, (или хавариджей, по- арабски). Название этой группы происходит от арабского глагола «хараджа»- «он вышел», т.е.- «вышедшие, покинувшие».
Они требовали «судить по Корану».

Возникает вопрос: А что, выбранные судьи судили не по-Корану, а как-то иначе, по-своему? Конечно же, они руководствовались в своих решениях Книгой Всевышнего. Но суть было в том, что эта группа отвергала любую интерпретацию текста, дедукцию, требуя буквального понимания аятов.

  • Хариджиты: каковы их основные отличия? В чем их акыда (вероубеждения) расходится с ахлю-Сунна?
    подробнее...

    3. Возникновение шиизма
    Впоследствии часть сторонников Али образовали направление шиизма, от слова "шиа"- меньшинство.

    4. Мурджииты

    Существовала также группа сподвижников, которые не захотели принимать участие в конфликте ни на стороне Али, ни Муавии, полагая, что любые действия только приведут к разрастанию фитны. Они сказали: «Мы не войдем в пучину усобиц между сподвижниками Мухаммада».

    Так, впоследствии создалось направление –аль-мурджиа, или мурджииты.
    (от слова «ирджаа»-откладывать, оставить на потом).
    Основу идеологии мурджиитов составляло следующее убеждение:
    «Нельзя оценивать действия людей, не существует такого критерия, на основе которого можно было бы заключить: «этот- хороший, а этот- плохой». Лишь Аллах знает, кто является верующим, а кто—кяфир ( неверующий.)»

    Впоследствии на основе этого течения появились суфии.

    5. Возникновение династии Омейядов (661-750гг). Появление джабритов и кадаритов.

    На основании этого хадиса и последующей истории ислама, мы считаем неправомерным называть последующих правителей халифами. Халифат, в чистом виде, собственно, перестал существовать с началом правления Муавии.
    Далее следовал династический период, поэтому мы настаиваем, что термины «Омейядский халифат» или «Аббасидский халифат»-в корне неверны, правильное название - «правление» той или иной династии, «правитель» а не «халиф»
    Отголоски сражения при Саффайн не переставали будоражить мусульман до тех пор, пока аль-Хасан, сын убитого Али ибн Аби Талиба, не положил конец всем разногласиям и противоречиям. Он поставил интересы мусульман превыше собственных интересов и добровольно отказался от халифата в пользу Муавийи. Этот мудрый поступок также был предсказан Пророком Мухаммадом (СААС), который когда-то сказал: «Этот хороший мой внук, будет примирителем между двумя группами».

    Муавия ибн Абу Суфьян в 661 году стал первым правителем династии Омейядов. Столица была перенесена в Дамаск. Для укрепления вертикали власти и консолидации мусульман, по совету некоторых ученых, он решил придать власти религиозное обоснование:
    За основу они взяли хадис: «То, что дал Аллах, никто не отнимет, а то, что Аллах не дал, никто не даст». Кроме самого Муавии, никто этого хадиса от пророка (СААС) не слышал.

    А из этого хадиса следовало заключение:
    «Раз Аллах выбрал нам такого правителя, нельзя быть недовольным».
    В мечетях стали повторять дуа пророка (СААС),- «Надо принять то, что Аллах пожелал людям». Так, при Омейядской империи, впервые религиозное направление было искусно использовано в политике государства для укрепления вертикали власти.

    Отсюда пошло распространение философии, что все происходит лишь по воле Аллаха, и у человека нет никакой свободы выбора.


    6. Появление кадаритов

    Все омейядское государство стояло на этом принципе, пока не появилась одна личность- Маабад ибн Абдллах аль Джухейни, он был из табиинов, или поколения последователей.
    Он заявил: «Ля кадара ва-ль амру ан»- «Это не кадр Аллаха, это политическое принуждение». И стал распространять эту идею. И встал против омейядов, пока его не казнил аль Хаджаж, палач омейядской империи. Так, Маабад ибн Абдллах аль Джухейни стал основателем течения кадаритов.

    Некоторые ученые встали на его поддержку. Например, имам Малик заявил, когда у него спросили фатву: «Талаку-ль мустакра ля яка»- «развод по принуждению- не попадает».
    На первый взгляд, казалось бы, его фатва касалось сугубо семейного права, но на самом деле имела глубокий политический подтекст.
    Дело в том, что Омейяды заставляли давать такую присягу на верность им:
    «Клянусь Аллахом, если я нарушу эту клятву, то это равно третьему (то есть, окончательному) разводу с моей женой».

    Омейяды положили начало власти по наследству, затем последовала власть по принуждению.

    Кто такие кадариты?
    В основе их концепции лежал принцип полного отрицания предопределения и утверждение, что человек обладает полной, неограниченной свободой выбора во всем.
    Если причины появления кадаритов вначале носили чисто политический характер, то впоследствии они переродились в сектантское направление, придя к полному отрицанию одного из столпов веры- предопределения.

    Абдуллах бн Омар, ученый того времени, сказал, что они отошли от основ исламской веры, и тем самым покинули ислам.

      Начало любого течения всегда выглядело умеренным, но затем оно выделялось все ярче, получало философскую базу и превращалось в отдельную группу, или направление

    7. Последующее развитие событий

    Вскоре после этого один из ученых, аль Джааб инбу Дирхам (ум 118г Х), выступил против кадаритов.
    В другом городе против них выступил Джахм бн Сафван (ум 128г.Х), таким образом, основались 2 группы- аль джабрия и аль джахмия. Они очень похожи, просто появились в разных местах. Но у них была одна задача- это отрицание кадаритов и выдвижение противоположного принципа: у человека нет права на выбор. («Джабр» — под этим подразумевается удаление действия от человека и приписывание его Аллаху).

      Причины появления первых трех течений были сугубо политическими: это вопрос власти в халифате.
      В то время как 4й и 5ое течения (муатаззилиты и ашариты) появились как чисто философские школы. Каждый искал и приводил далили (доказательства), подтверждающие истинность своего мнения.


    8. Появление мушаббихитов, или хашавия.

    В это происходит интенсивный рост мусульманского исламского общества, присоединение народов, не владеющих арабским языком, и эти люди стали толковать Коран в зависимости от их уровня понимания арабского.


    Одно из основных понятий акыды, или основ вероубеждения – это Имена и атрибуты Аллаха Всевышнего. Ученые стали обсуждать атрибуты Аллаха (сыфату-Аллах)
    Из-за незнания языка некоторые стали понимать все сказанное в Коране по этому поводу буквально, это были в основном не- арабы –«у Аллаха есть образ, Ему присущи свойства и качества Его созданий» (движение, и пр.) Так возникли мушаббихиты (от «шаббаха»- быть подобным).

    Ученые вели с ними спор. У аль Хасан аль Басри был свой кружок. Эти люди стали ему задавать вопросы. Когда он понял их уровень арабского, то предложил им сначала закрепить свои знания языка, «Вы мои уроки не можете посещать, вы – не основные мои ученики, вы сидите «на грани», (на арабском- «аль хаша»), и отсюда пошло направление- аль хашавия.

    9. Возникновение муатаззилитов

    Как-то Хасану аль Басри задали один вопрос: «Кто часто делает большие грехи, он- кяфир? Будет ли он в аду навсегда?» (это был намек на хариджитов).
    Не успел ответить аль Хасан, как встал один человек, Васыль ибну Ата, и ответил за своего учителя: «Тот, кот делает кабаир(большой грех), нельзя сказать, что он- кяфир, и нельзя сказать, что он- верующий. Аллаху алим. Но можно сказать, что он занимает промежуточную степень между понятиями «кяфир- не кяфир» - «аль манзиля бейна аль манзилятейн»-«степень между двумя степенями». Так этот человек сам придумал существование некой промежуточной степени.

    Аль Хасан ничего не ответил и ушел с урока. И аль Ата создал свою собственную группу учеников.
    Так появились муаттазилиты (от «иаттазаля»-уединяться, изолироваться). Всем вопросам акыды они давали ментальное объяснение (то есть, через разум): как Аллах выглядит, где находится, вопрос воли Аллаха.

    Примечательно, что книги Ата «Аль манзиля бейна аль манзилятейн»-«степень между двумя степенями» сохранилась и существует до сих пор.

    Ибн Ата (р. 80-ум.131г.Х) был не один, его единомышленником был Амру бн Убейд ( 80-144г.Х- ) ученый, аскет, богобоязненный и храбрый. О нем говорили, что он «40 лет делал молитву аль-фадж с омовением аль иша» (то есть, не спал)., его перу принадлежат книги: «Ответ кадаритам», «Китабу-ль Адль ва таухид».

    Мазхаб муатазилитов был принят в качестве государственного при династии аббасидов (то есть получил поддержку власти).

    Исторические причины появления:
    Возникновение муатазилизма было обусловлено развитием мусульманского общества и становлением ислама как мировой религии. Выйдя на мировую арену, мусульмане, столкнувшись с центрами мировой цивилизации и мысли, были вынуждены заняться систематизацией и философским осмыслением постулатов своей веры. Стало необходимо дать рациональные ответы на различные проблемы и вопросы.

    Исламское вероучение, к тому времени разработавшее свою философскую базу, стало объектом ожесточенной критики со стороны представителей различных религиозных и философских школ. В этих условиях мусульманам стало необходимо начать работу по апологетике своего вероучения, защиты ее от нападок оппонентов. Все эти задачи начали выполнять мутазилиты, которые подходя к различным проблемам с позиций философского рационализма сумели разработать свои фундаментальные идеологические положения и вступить в успешную полемику с христианами, иудеями, зороастрийцами.

    В то время началась активная деятельность по переводу на арабский язык трудов греческих мыслителей, таких как Аристотель, Платон, Сократ и другие. Ознакомившись с античным философским наследием, мусульманские ученые заимствовали у греков то, что можно было совместить с исламом, в особенности, используемые ими методы рассуждения и доказательства. Еще одной причиной стали участившиеся религиозные диспуты с представителями более древних религий, начиная от христиан и иудеев и заканчивая зароострийцами, брахманами и другими.

    Доказывая истинность своих воззрений, мусульмане не могли использовать Коран и хадисы, так как их противники не принимали такие доводы, и были вынуждены прибегать к логическим методам аргументации. Впоследствии муатазилиты перенесли эти методы в споры с другими мусульманами, зачастую игнорируя аяты с неоднозначным смыслом или не принимая хадисы, противоречащие их учению.

  • Мутазилиты придавали особое значение человеческому разуму, признавая за ним способность к определению хорошего и плохого и познанию Аллаха даже при отсутствии Посланника и Откровения.
  • Они также отрицали возможности увидеть Аллаха глазами в будущей жизни
  • Уделяли очень большое внимание обсуждению понятия справедливости, аль адль, поэтому их еще называют адлитами
    Согласно их учению, понятие справедливости Аллаха равносильно понятию человеческой справедливости.
  • Они считали, что Коран является творением Аллаха, а не существовал вечно на Хранимой Скрижали (последнее- согласно вероубеждениям ахлю-Сунна).
    Противоречие же здесь заключается в том, что любое творение Аллаха – конечно, а Книга Всевышнего- вечна.

    Их положительный вклад:

  • ввели в практику широкое обсуждение и диспуты с представителями других религий в доказательстве истинности исламской акыды.
    Они- первые, которые стали использовать логику – аль мантык- в рассмотрении вопросов акыды. Более ранние богословы опасались использовать логику, говорили: «аль мантака- тазандак» ( «зиндык» -это тот, кто вообще не имеет религии), то есть логика и религия считались несовместимыми понятиями.

  • Именно в это время переводятся вся труды классической греческой философии, это было время расцвета исламской научной мысли в самых различных отраслях знаний
    (Наука в средние века, подробнее...

    До сих пор существуют ученые, разделяющие их взгляды и считающие время господства мазхаба муатаззилитов самым ярким в истории исламской мысли.

  • Мутазилиты боролись и с различными мистическими группами внутри исламской общины, которые верили в боговоплощения, переселения душ, антропоморфизм. Своим рациональным подходом к проблемам веры они, на протяжении длительного времени, противостояли всем этим сектам.

    10. Разрушение основ муатаззилизма и появление ашаритов

    Абу Али аль Джибаи- род.235г.Х.-303г.х., учитель, у него был ученик- Абуль-Хасан аль Ашари. (260-330Х). Во время одной из лекций, при большой аудитории, он задал своему учителю следующий вопрос:

    «Было 3 человека. Один умер в поклонении, праведный человек. Другой умер в грехах, а 3й- умер в детстве, ребенком, с малыми грехами. Куда попадет каждый их них?»

    Учитель ответил так:
    -Первый попадет в рай, второй- в аду, а третий имеет промежуточную степень, без наказания.

    Аль Ашари:
    -А если третий скажет: «О, Аллах, почему я умер ребенком, почему у меня не было возможности вырасти, и творить праведные дела, чтобы попасть в рай?»
    Аль Джибаи:
    - Если бы ты вырос, то сделал бы много грехов.
    Аль Ашари:
    -А если второй скажет: «Почему я не умер в детстве?»
    И аль Джибаи не смог ответить.
    (правильный ответ: Существует понятие Милости Аллаха, и именно ОН, по Своей Милости, окончательно решает вопрос в Судный день )

    Так был полностью разрушен мазхаб аль муатазилитов.

    И аль Ашари создал новое направление в исламской философии, и написал критику философии муатазилитов. Самая известные его работы: «Аль Ибана фи усуль ад-Дияна»-«Выявление источников религии», «Аль макалят аль Исламиин»- «Высказывания исламистов», а также многодругих работ.
    Все мусульмане тогда радостно приняли этот мазхаб- аль ашаир, или ашария.

    Из наиболее известных личностей этого мазхаба- имам аль Багдади, Абу Бакр Ибакилляни, аль Джувейни, аль Газали, арРази, имам аль Хаджар аль Аскаляни, имам ан-Навави, имам ат-Тахави и многие другие известные ученые.
    Этот мазхаб существует до сих пор и распространен во всем исламском мире кроме стран залива.

    Если в арабском мире распространен мазхаб аль-ашари, то в Средней Азии существует мазхаб, аналогичный ему по смыслу, но называется аль матуриди, (появился одновременно), по названию города и ученого-имама аль Матуриди. Последний был приверженцем ханафитского мазхаба.

    11. Возникновение течения салафия*

    *Здесь «салафия» - рассматривается как методика, в основе которой лежит отказ от логических построений в вопросах веры и в отношении к атрибутам Аллаха Всевышнего («сыфатам»).
    Термин "Саляфия" в разное время имел различное значение и трактовку, так что порой у основных идеологов этого течения можно найти существенные отличия, например, Мухаммад Абдо и Мухаммад Абдель Ваххаб.

    Основной задачей ученых этого направления было возвращение к истокам, к чистой вере Посланника Аллаха (СААС) и его сподвижников, вере праведных предшественников. Отсюда и название направления. «Ас-салаф ас-салих»- праведные предки.

    В 661 году по Хиджре (1263 г. по христианскому календарю) в Сирии родился Ахмад Ибн Теймийа- выдающийся мусульманский теоретик, правовед и мыслитель (умер 728г.Х).

    Один из крупнейших ученых в истории ислама, он выступил с резкой критикой течений, отклонившихся от учения праведных предков («ахлю-салаф»)- шиитов, кадаритов, джабритов и проч.
    Кроме прочих теологических исследований, большое внимание он уделил исследованию мазхаба аль Газали . Его очень интересовал вопрос критического рассмотрения философии, в основу своей концепции он выдвигал следующий постулат:
    философские рассуждения построены на логике, в религии же сущетсвует многое, недоступное понятиям человеческого разума.
    Он написал большое количество мировоззренческих и правовых сочинений, в которых он подверг детальному анализу все исламское наследие. Видя в сектантстве угрозу для существования исламской религии, Ибн Теймия подверг ожесточенной критике воззрения неортодоксальных учений

    Позднее ярким представителем этого направления явился Мухаммад ибн Абдель Ваххаб ат-Тамими, (р.1115 г.х., или 1703г. по христианскому календарю, ум. 1206г.х ), идеолог основания государства Саудовская Аравия.

    Этот мазхаб одновременно также появился в Египте, где его основателем явился Мухаммад Абдо (1266-1323г.Х), его основная книга- «Рисаляту- ат-Таухид».

    (Мухаммад Абдо, концепция государства, подробнее... )

    Кстати, важнейшая книга ат-Тамими тоже называлась «Китаб ат-Таухид», то есть основной вопрос заключался в критике еретических течений и призыву к возвращению к вере праведных предшественников.

    Читать другие статьи к теме:

  • Акыда для начинающих
  • Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. Часть 1: Введение в понятие
  • Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. Часть 2: Салафитская доктрина
  • Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. Часть 3: Доктрина халафитов




  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Библия, Коран и наука

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2017
    Design: a-styles