Время молитв: Фаджр: 3:48 - Шурук: 5:17 - Зухр: 14:16 - Аср: 18:33 - Магриб: 22:54 - Иша: 0:27 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Причины разногласия ученых

«Тот, кто не осведомлен о разногласии ученых, тот не ученый»

Почему ученые иногда занимают диаметрально противоположную позицию по тому или иному вопросу?

Причины можно выделить следующие:
1) Шариатские причины

Это разногласия касательно достоверности того или иного хадиса. Так, например, хадис «Нет малого омовения у того, кто не сказал: «Бисмилля» некоторые считают достоверным, а другие- слабым хадисом.

2) Различный уровень осведомленности по конкретному вопросу
Так, один изучал вопрос досконально, другой коснулся лишь поверхностно. Источники информации одного могут быть необычайно разносторонние, другого- более ограничены. Биография ученого также говорит о многом- где, в каких странах он бывал? Насколько осведомлен о жизни и быте народов? Много путешествовал или проживал только у себя на родине? Каков его общий кругозор?

3) Некоторые слова ученые понимают по разному
Так, например, аят: « О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите, и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикасались к женщинам, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Снисходительный, Прощающий. ( 4:43).

В Коране сказано: لاَمَسْتُمُ النِّسَاء Объяснение глагола «лямаса» - «касаться, дотрагиваться» изменяет смысл аята. Некоторые ученые считают: просто дотронуться рукой, и вывод из этого – любое прикосновение к женщине портит омовение. Другие говорят- нет, это полный контакт, тогда теряется омовение.

4) Порой личное, интуитивное понимание и восприятие того или иного доказательства также играет немаловажную роль.
Так, например, когда к Али (да будет доволен им Аллах) пришла Фатыма бинт Кайс и попросила рассудить ее, жалуясь, что муж дал ей окончательный развод и не оставил никаких средств, и привела аят Корана.
Однако Али сказал: «Чувствую, что здесь этот аят не подходит!» и оказался прав, так как выяснилось, что, кроме нее, были другие наследники первой очереди, и она получила свою законную долю.

5) Иногда ученый мог просто не знать о существовании какого-либо хадиса по теме;

6) Порой существует некое кажущееся противоречие между аятом и хадисом, или противоречие между хадисами, объясняя это, каждый ученый дает свою трактовку.
Так, некоторые считают, что если есть кажущееся противоречие между аятом и достоверным хадисом, то надо взять аят;
Другие: надо разобраться, какой из этих двух далилей («доказательств» в шариате) появился раньше, и потом взять тот, что более поздний;
При противоречии двух хадисов одни смотрят только на степень их достоверности, другие говорят, что надо учитывать, при каких обстоятельствах было сказано;
А некоторые объясняют только с точки зрения арабского языка, лингвистически, и тогда возникают большие разногласия (например, трактовка слова حتّ)

Например, известен хадис о том, что видели пророка (СААС), когда он пил стоя, но в то же время он указывал, что когда пьешь, надо садиться. Некоторые ученые говорят: «Он пил зам-зам. Значит, зам-зам можно пить стоя, и только его». Другие считают, что слова о том, что пить надо сидя- не запрет, а лишь указание на желательность этого. Зам-зам же- как и обычная вода, следовательно, можно пить и стоя, но лучше садиться.

7) Отношение к тому или иному действию Пророка (СААС).
В каких случаях это является мустахаб (одобряемым, то, к чему следует стремиться), а в каких- важиб? (действие, очень близкое к обязательному). Например, борода; или его манера есть. Молитва «витр»: важиб или просто сунна? Некоторые считают, что все что делал пророк (СААС), является шариатом, другие -нет, многое он делал как обычный человек,( как спал, ел и пр.)

8) Отношение к вопросу: было отменено то или иное положение впоследствии или нет?
Например: посещение могил вообще, и, в частности, посещение могил женщинами.

9) Отношение к доказательству- частное, относившееся лишь к какому-то конкретному случаю, или носит общий характер?
Например: ношение никаба. Одни считают, что никаб был обязателен только для жен посланника Аллаха (СААС). Другие говорят- нет, обязателен для всех мусульманок. Или- отношение к музыке. Одни считают, что она разрешена только в праздники, другие – что является дозволенным видом отдыха, пустым развлечением ("лягва")

10) Различное отношение к источникам фикха
Можно ли принимать хадис «мурсаль» в качестве доказательства?
Можно ли применять метод кыяса (суждения по аналогии) за основу шариата?
Можно ли принимать слова сподвижников в качестве доказательства?
Можно ли принимать мнение жителей Мадины в качестве доказательства?
Можно ли принимать рассуждения в пользу масалиха ( действие, направленное на пользу человека) при вынесении иджтихада?
Как относится к редким видам чтения Корана (кроме семи известных) - принимать или нет?
Можно ли принимать во внимание аль урф (обычай данной местности) при вынесении иджтихада?

Заключение:
Понимание причин разногласий ученых- это дорога к толерантности среди мусульман. Каждый волен следовать тому или иному мнению, однако при этом следует понимать, что иная точка зрения также имеет право на существование, относиться к ней также уважительно, как и к той, которой следуешь ты сам. И, конечно, отдавать должное уважение всем ученым, не позволяя себе высказываться о них пренебрежительно, ведь любой из них несоизмеримо выше тебя.
Как говорят сами ученые- «Из совершенствования знания- представление о путях разногласий ученых».



Комментарии
1. sestra 2011-04-02 21:03:00

jazakumuLLOHU heyron.

  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Коран

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles