Время молитв: Фаджр: 3:23 - Шурук: 5:03 - Зухр: 14:06 - Аср: 18:24 - Магриб: 22:52 - Иша: 0:23 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Кризис исламского сознания ч.1

Подход к проблеме
Всякий, изучающий жизнь мусульманской уммы сегодня, отмечает существующую отсталость культуры, политическую деградацию и человеческие страдания, независимо от людских и материальных ресурсов этой уммы, ее ценностей и принципов. Такова сущность кризиса в мусульманской умме. Такое отсталое и бесцельное существование неизбежно должно стать главной заботой уммы, которая всегда была совестью активных и творческих людей. Поэтому стремление к преобразованию, возрождению и качественному восстановлению уммы представляется вполне естественным.

Чтобы избавиться от недостатков, следует разобраться в первопричинах этих явлений.

По правде говоря, сегодняшняя дряхлость уммы и ее отсталость стали столь заметны, что самому ее существованию бросает вызов западная цивилизация - она угрожает образу жизни уммы, ее мышлению и институтам. Сегодня необходимо всесторонне и глубоко проанализировать каждую сторону ее жизни. Только такой анализ позволит нам проследить путь, по которому следовала и продолжает следовать умма ко дну. В течение нескольких столетий умма находилась в состоянии упадка. Вся она, за исключением некоторых отдаленных регионов, некогда попала под влияние европейской имперской власти.

Вероятно, еще более обидно то, что и сегодня умма по-прежнему поделена на сферы влияния. Весь мир борется за доминирование на стратегически важной территории мусульманской уммы, за крупные рынки сбыта для иностранной промышленности, сырье и дешевую неквалифицированную рабочую силу. И это происходит именно в то время, когда умма не способна обеспечить сама себя и остро нуждается в промышленности, научной и технологической базе, техническом опыте, развитых научных институтах и во всех остальных составляющих независимого государства.

Причины упадка мусульманской уммы носят исторический характер. Не все факторы очевидны, поскольку многие народы, в преддверии своего упадка, упивались огромным богатством и свободой, достигнутыми в прежние времена развития и процветания.

Также обстояло дело и в мусульманской умме, поскольку на ранней стадии своего развития она в изобилии владела богатствами, центрами знания, отличалась личным благосостоянием людей и общественными институтами. Все признаки грядущего упадка стали очевидны, когда прекратилось территориальное расширение уммы, распространилась коррупция, от наступательной позиции умма перешла к обороне и понесла большие потери в Багдаде, Иерусалиме, Кордове и других местах.

Чтобы понять причины нашего упадка, необходимо вначале выявить причины болезни, а потом - ее симптомы и осложнения.

Исторически сложившееся многообразие еретических сект и доктрин для уммы не ново. Все началось еще с сабаитов, исмаилитов, нусайритов, друзов и других течений. Сегодня мы продолжаем сталкиваться с новыми еретическими учениями бахаев, сект ахмадитов, кадийанийа и националистов.

Эти движения являются симптомами тех болезней, которые пустили корни еще в первые годы существования мусульманской уммы, когда римская и персидская империи бросили вызов мусульманам, и, чтобы ответить достойно, тем пришлось передать часть гражданской и военной власти арабским племенам пустыни, лишь недавно принявшим ислам. Поскольку их племенное сознание зачастую восприняло ислам лишь поверхностно, в среде бедуинов возникла и созрела большая смута, они напали на Мадину, столицу государства Пророка (СААС), и в конечном счете сместили правительство третьего халифа Усмана ибн Аффана. Это привело к возникновению государств с явным этно-племенным укладом, в котором, по сути, были перемешаны исламские и доисламские учения и наследие.

Понимая всю серьезность угрозы умме и степень кризиса, в котором она находится, мы начинаем осознавать необходимость принятия безотлагательных мер для ее спасения от дальнейшего упадка и страданий.

Даже при том, что эта негативная ситуация объективна и очевидна для всех искренних и разумных людей, нет никакого общего представления или хоть сколько-нибудь ясного видения способов решения этой проблемы. Еще более серьезное осложнение – это распространение этноцентризма, национализма, атеизма, анархии и вседозволенности. Некоторые из тех, кто называет себя реформаторами, являются, фактически, врагами уммы, поскольку всеми доступными им способами пропагандируют эти зарубежные идеологии.

Зачастую они утверждают, будто все эти учения являются признаками здорового общества или отправными точками прогресса и реформ. Прежде всего, мы должны определить истинную отправную точку для преодоления кризиса и поиска доступной альтернативы.

Варианты решения можно разделить на три основных категории:
1. Западный подход:
его часто называют «западным решением» - это заимствования из культурного (светского и материального) опыта современного Запада. Такого рода решение проблемы может принимать форму индивидуализма, тоталитаризма, секуляризма, атеизма, капитализма или марксизма.

2. Исторический подход:
здесь подразумеваются решения, полученные из исламского исторического опыта, независимо от соображений их уместности в реалиях современного мира.

3. Исламское ассалах
[не путать с фундаментализмом! Здесь под ассалах понимается более общий термин, означающий инновационное приложение оригинальных исламских принципов к изменяющимся обстоятельствам – Прим.перев.]: это разрешение проблем уммы на основе оригинальных исламских источников.

Следует выделить четыре важнейших условия восстановления жизнеспособности уммы:
1. детально проработанный разумный подход;
2. непоколебимая вера в успешность этого подхода;
3. твердое намерение сделать все необходимое для достижения поставленных целей; и
4. обеспечение всех практических средств, необходимых для достижения успеха.

Мы могли бы начать пропагандировать правильный подход, непосредственно донося его до людей и разъяснения писателям, мыслителям и лидерам уммы самые важные, на наш взгляд, его аспекты. Таким образом, они, вероятно, разделили бы нашу точку зрения и признали, что наш подход является наилучшим.

Возможно, самым эффективным методом продвижения нашего решения является аргументированное доказательство слабости и ошибочности иных подходов, а затем представление правильного решения с объяснением причин необходимости последовать последнему. Именно такой метод применяется в этой работе, поскольку в то время, как умма находится, так сказать, под огнем культурных захватчиков, которые пытаются привести ее в смятение и заставить блуждать, необходимо, чтобы сама умма поняла причины, по которым предложенные другими решения не сработают.

Таким образом, у уммы будет больше возможностей определить для себя самое подходящее решение и затем приступить к его осуществлению.

Исторический подход

Традиционно умма всегда была последовательницей исторического подхода. Однако этот подход неизбежно оставляет без внимания обстоятельства времени, места и собственные соображения уммы. В недалеком прошлом этот подход неоднократно оказывался не в состоянии встретить вызов современной жизни и сил, враждебно настроенных по отношению к умме и ее мышлению. Окажись традиционные решения действительно эффективными, сегодня не возникло бы никакого кризиса, никакого упадка, никакого надвигающегося бедствия. Более того, сегодня уже нет никакого смысла в оправдании подхода, оказавшегося неэффективным.

Если бы таковые оправдания и имелись, это значило бы, что традиционный подход – факт! – уже не учел их. В любом случае, традиционному подходу не удалось охватить всю проблему целиком.

Главный недостаток традиционного подхода заключается в том, что, свято веря в собственную непогрешимость, он абсолютно нетерпим к любым партиям, подходам и обстоятельствам, ему противоречащим. Подход, требующий одобрения даже от своих хулителей, явно непрактичен – он, скорее, является одним из симптомов самой болезни уммы.

По существу, подход, столь долго владевший умами уммы, есть нечто немного большее, чем просто упрямая настойчивость в поддержании видимости Золотого века Ислама. Традиционный подход оставляет без внимания исторические факты и материальное развитие. Вот почему, несмотря на веру уммы в торжество ислама, он последовательно терпит неудачи. Этим также объясняется, почему факихи (законоведы) резко прекратили заниматься вопросами современности (муамалят), ограничившись рассмотрением религиозных обрядовых и личных вопросов.

Примером того, как традиционный подход может привести к абсурдной крайности, является заявление, сделанное одним из самых видных мусульманских реформаторов этого столетия, который, однако, неверно интерпретировал связь между социальными и политическими системами во времена халифата.

По его мнению, основанному на традиционном подходе, умма могла быть преобразована только путем того, что он назвал «справедливой диктатурой». Любому политологу очевидно, что это определение противоречиво. То, что «диктатура» и «справедливость» являются взаимоисключающими понятиями и никоим образом не совместимы, неоднократно повторяется в Книге Аллаха:
«... но человек преступает все границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается» (96:6-7)
«.. и советуйся с ними о делах [текущих]» (3:159)
«..которые совещаются между собой о делах» (42:38).

Разрыв между интеллектуалами ислама и его политическими лидерами уходит своими корнями во времена противостояния между первыми халифами и различными этносами и племенными группами. Достаточно вспомнить фитну, окончившуюся конфликтом между старыми лидерами, такими как аль-Хусейн ибн Али, Абдуллах ибн аз-Зубейр, Мухаммад ан-Нафс аз-Закийа, Зейд ибн Али, которые защищали исламское государственное устройство, соответствующее первому исламскому государству в Мадине, и новыми политическими лидерами, которые основывали свои династии по принципу этноцентризма и племенных связей. Когда первая группа была побеждена второй на политической арене, ее члены вместе с учеными устранились от общественной жизни.

Со временем изолированность мусульманской интеллигенции от потребностей общества стала еще более ощутимой. Результатом этого стало возникновение школы мысли, которая была изолирована и придерживалась политики протекционизма (ученые боялись, что недобросовестные правители и те, кто служит им, смогут вмешаться в вопросы шариата). Те, кто принадлежал этой школе мысли, парализовали развитие исламского общества и культуры, в своих работах обращаясь исключительно к событиям ранних лет ислама (то есть, жизни Пророка и тридцати годам, которые последовали за его смертью). Таким образом, политическое и социальное лидерство в умме они предоставили тем, кто был интеллектуально и политически к этому неподготовлен.

Вследствие такой изолированности мусульманской интеллигенции умма стала жертвой деспотизма, бедности, социального и политического упадка. Действительно, такова была судьба уммы со времен монгольского нашествия и крестовых походов.

В более поздние времена умма попала под влияние иностранных колониальных держав и оказалась под угрозой слепого подражания западной цивилизации – по собственной воле или по принуждению.

Однако, в любом случае, такое подражание вело к еще большему упадку. Таким образом, увеличилась культурная, экономическая и технологическая пропасть между Севером и Югом, между развитыми индустриальными державами и развивающимися странами третьего мира, многие из которых были мусульманскими.

Полученные из этого уроки заключаются в том, что традиционный подход недееспособен, и что мечты о прошлом бессмысленны, принимая во внимание неустанное движение жизни во времени, пространстве и изменения в человеческом мышлении. В общем, результатом традиционного подхода оказалась отсталость, слабость и упадок.

Западный подход

Этот подход нашел применение в мусульманском мире. Исторически, мусульмане прибегли к нему более двух столетий назад, когда Османской империи турков противостояла военная мощь Европы. При Салиме III Османская империя начала подражать Европе, полагая, что это поможет восстановить ее ослабевающую власть.

Подробнее...

Так же обстоят дела и сегодня, когда цивилизационный разрыв, отделяющий исламский мир от развитых государств, продолжает увеличиваться.
Причины несостоятельности этого подхода понять несложно. Народы, как живые человеческие организмы, устроены гораздо более сложно, чем отдельные люди, и они затрачивают значительно больше энергии на преодоление препятствий или принятие конструктивного решения. Каждый народ, имеющий свои собственные устремления, психологию и историю, обладает и особым характером ценностей,традиций и представлений, - своей самобытностью. И пока это положение не будет правильно понято, почти невозможно будет реализовать скрытый потенциал какого-то народа достаточно эффективно.

То, что побуждает к действию одного человека, возможно, не станет стимулом для другого. Это утверждение справедливо и относительно народа, поскольку каждый народ действует на основании собственных стимулов и приоритетов. Потому серьезной ошибкой является игнорирование национальных стимулов и приоритетов и стремление к слепому подражанию чужим принципам производства и реформирования, не подкрепленному пониманием самобытности каждой нации. Игнорирование этого важнейшего постулата приведет к тому, что будущее уммы едва ли станет лучше, чем в долгие столетия импортирования идей и подражания Западу.

Примеры из недавнего прошлого
Самым простым и понятным примером того, о чем говорилось выше, является влияние, оказанное на умму банковской системой исключительно западного образца. Впервые появившись на западе, банки отвечали экономическим и торговым потребностям западного общества. Однако это заимствованное экономическое учреждение отрицательно сказалось на мусульманской умме.
Вместо того, чтобы способствовать экономическому развитию уммы, оно проложило дорогу усилению западного влияния. Можно предположить, что главной причиной этого негативного влияния стало различие верований и ценностей. Действительно, банковское дело западного образца способствовало возникновению разногласий и еще больше обострило конфликт, а, кроме того, подточило силы уммы, обуздало ее стремления, погасило энтузиазм и способствовало усилению иностранного контроля над ресурсами вместо того, чтобы содействовать прогрессу и экономическому развитию.

Причиной провала в мусульманском обществе банковского дела, столь успешного на Западе, является применение методов, абсолютно чуждых исламской экономической системе и ценностям. Западная система поставила как отдельного мусульманина, так и умму в целом перед чрезвычайно трудным выбором: богатство и экономическое процветание в этом мире за счет ростовщических сделок, которые, в конечном счете, принесут проклятие в будущей жизни, либо- при условии следования исламскому учению и ценностям, отсталость и бедность в этом мире.

Помыслы мусульманина устремлены к тому, как прожить жизнь в этом мире наилучшим образом, и таким образом заработать благословение, награду и абсолютное счастье в будущей. Такому сознанию невозможно смириться с двойственностью и противоречием относительно того, что является хорошим и правильным для этого мира, а что - для будущей жизни. Исламское банковское дело в мусульманском мире сегодня – это частичная попытка представить исламское решение или альтернативу, которая содействует стремлению понять современные исламские требования, включая финансовые и экономические службы, таким образом, чтобы это не противоречило мусульманской личности, мышлению и сердцу.

Умма и заимствованное решение

Заимствованное западное решение – это, образно выражаясь, театрализованное действо, превращающее умму в пассивного зрителя драмы, которая, в свою очередь, является просто игрой, слабым подобием реальности. Единственное, что может позволить себе аудитория, - это поаплодировать или выразить свое неудовольствие поворотами в развитии сюжета.

Это не означает, однако, что умма играет сколько-нибудь заметную роль в том, что происходит между актерами, представляющими политических и общественных лидеров. Этим объясняется, почему всякий раз, когда одна из этих пьес заканчивается, и лидер лишается власти или отыгрывается роль, умма просто отбрасывает все это и продолжает заниматься своими делами, как будто ничего не случилось. И уж скоро она двинется дальше и станет смотреть другую пьесу, наблюдать за новыми развлечениями, новыми лидерами и очередными новейшими тенденциями в подражании историческим и западным решениям.

Различия в представлениях, управлении и институтах развитых и развивающихся государств очевидны: в развитых государствах они реальны, поскольку проистекают от самого существования или сущности личностей, ценностей и потребностей этих государств. Таковы составляющие мышления, политики и идеологии, которые делают правителя и народ единой командой, созидающей во имя развития и целенаправленного улучшения жизни государства.

Этот краткий обзор дает нам правильное понимание того, что мы могли бы назвать "комедией политики и политиков" в исламском мире и, по большому счету, в третьем мире вообще. Данный обзор объясняет различия в характере политики, управления и администрирования в развитых странах.

От нас требуется лишь понимание интеллектуальных и культурных измерений этих заимствованных западных решений. Если мы справимся с этим, то больше не будем впустую тратить время на подражание и пародирование, и тем самым избавим себя и всю остальную часть уммы от страданий и боли. Конечно, несправедливым и неоправданным является то, что уммой продолжают управлять политические и интеллектуальные лидеры, будь они националистами, секуляристами, марксистами или еще кем-нибудь, которые на протяжении столетий принесли столько зла мусульманскому обществу. Почему сегодня мы позволяем им вести умму все по тому же бесцельному пути?

Серьезные и зрелые мусульманские интеллектуалы и политики должны пойти по единственно возможному для них пути, каким бы трудным это не казалось поначалу. Они должны убедиться в том, что решение, которое они ищут, кроется в их собственной религии, родине и истории, и что именно к этому решению следует прибегнуть, чтобы стойко противостоять вызову современности. Если это не будет сделано, то горькие разочарования, постигшие исламский мир в несколько последних столетий, померкнут перед грядущими невзгодами.

Конечно, мусульманские лидеры и интеллигенция, со всеми своими представлениями и амбициями, равно как и вся мусульманская умма, могут сколь угодно предаваться мечтаниям о спасении, прогрессе, почете и власти, -однако, если они кардинально не изменят свой сегодняшний путь, средства и методы мышления, то, в конце концов можно ожидать, что их постигнет участь еще более печальная, чем в прошлые века.

Интеллектуалы и общественные лидеры мусульманской уммы должны найти оригинальное исламское альтернативное решение, попытаться выделить его составляющие в пределах мышления, культуры, уклада и институтов уммы, а затем применить их к современным обстоятельствам.

Абдуль Хамид А. Абу Сулайман
(перевод с англ: Адель Рига)

  • Кризис исламского сознания, ч.2- ошибочность исторического подхода
  • Кризис исламского сознания, ч.3- понятие современного "ас-салях"
  • Кризис исламского сознания, ч.4- причины интеллектуальной изоляции



  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Сахих аль-Бухари

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2017
    Design: a-styles