Время молитв: Фаджр: 5:54 - Шурук: 7:53 - Зухр: 14:00 - Аср: 16:50 - Магриб: 19:48 - Иша: 21:30 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Признаки экстремизма

Мы продолжаем публикацию темы "Ислам о религиозном экстремизме" В первой части было дано определение экстремизму и ограничение этого понятия

Часть 2
Так что же такое экстремизм, каковы его признаки и в чем он проявляется?

1. Упорство в своем мнении и непринятие мнений других людей
Первый признак экстремизма — это слепой фанатизм в своем мнении, отвергающий признание других точек зрения; упорство человека в своих понятиях, не позволяющая ему видеть интересы окружающих, цели Шариата и условия современности. Такой человек не идет на диалог с другими и не сопоставляет свои взгляды с взглядами окружающих, считая свое мнение абсолютно верным и истинным. Здесь мы порицаем субъект экстремизма, а не его мнения и взгляд, из-за которых он идет на крайность, Мы против того, кто безоговорочно отрицает взгляды оппонентов и считает их заблудшими невеждами, распутниками и ослушниками, а себя считает идущим по пути Истины, будто бы он безгрешный пророк, а его слова — откровения свыше! Мы же знаем, что все ученые прошлого и настоящего согласны в том, что оспариваться может мнение любого человека, кроме Пророка (СААС).

Удивительно, что есть такие, кто позволяет себе делать иджтихад в сложнейших вопросах и запутанных проблемах и давать фетвы, пришедшие ему в голову, но не позволяет другим, куда более компетентным ученым, делать иджтихад, противоречащий его мнению.
Есть и такие, кто дает толкование религии Аллаха, не обращая внимания на то, что это толкование противоречит всем ученым, потому что его голова — как голова Абу Бакра, Умара, Али и Ибн Аббаса!

И этот слепой фанатизм мы считаем признаком экстремизма, и экстремист будто бы говорит тебе: «Я имею право говорить, а ты обязан слушать, я имею право руководить, а ты обязан подчиняться, мое мнение истинно и безошибочно, а твое мнение ошибочно и не может быть истинным!» Фанатик не может повстречать на своем пути никого, потому что встреча возможна лишь посредине дороги, но он не знает и не признает середины. Он для людей, как горизонт востока и запада, и если приближается к одним, то лишь на столько, насколько отдаляется от других.

Серьезность проблемы возрастает, когда взгляды экстремистов навязываются насильно или под угрозой обвинения в неверии, ереси и неуважения к религии, и подобный моральный терроризм хуже, чем терроризм физический.

2. Понуждение людей к тому, чего не требовал от них Аллах

Одно из проявлений религиозного экстремизма — постоянное следование самым жестким правилам и крайностям даже тогда, когда это не является лучшим способом поклонения, и понуждение к этому других людей, хотя Аллах не понуждает их к этому. Человек может в некоторых случаях выбирать трудное, во избежание греха и из богобоязненности, но не следует так поступать всегда, отвергая облегчения и привилегии, когда они необходимы, как говорил Пророк (СААС): «Облегчайте и не затрудняйте, радуйте и не вызывайте неприязнь» и «Поистине, Аллах любит, когда пользуются Его разрешениями так же, как не любит, когда Его ослушиваются».

Аллах Всевышний сказал: «Аллах желает для вас легкости и не желает для вас тяжести» (Аль-Бакара: 185). Также известно, что Посланник Аллаха (СААС) из двух вариантов всегда выбирал более легкий, если это не было грехом.
От мусульманина принимается, когда он осложняет себе жизнь и выбирает то, что труднее, однако неприемлемо принуждение к этому других людей, что вызывает у них сложности в религии и затруднения в жизни. Одним из самых ярких качеств Посланника (СААС), которым он описывался в книгах древних поколений, было то, что он «Дозволяет им благое и запрещает им скверное, и освобождает их от тяжести и оков, которые были на них» (Аль-А’раф: 156).

Пророк (СААС) больше всех проводил времени в молитве, когда он молился один, так, что даже ступни его ног отекали и трескались от долгого стояния в ночных молитвах. Но когда он молился перед людьми в качестве имама, он читал молитву так быстро, насколько это было возможно, помня о слабых и больных, стоящих позади него. Он (СААС) говорил: «Если кто-то из вас читает молитву имамом перед людьми, то пусть облегчает (уменьшает), ведь среди них может находиться больной или старый человек, а если кто-либо из вас молится один, то пусть читает так долго, как пожелает» (приводится у Аль-Бухари).
От Абу Масуда Аль-Ансари передается хадис: «Один человек сказал: «О, Посланник Аллаха, я опаздываю на утреннюю молитву, потому что такой-то (имам) читает ее долго». Посланник Аллаха разгневался так, как я никогда не замечал за ним, и сказал: «О люди, воистину, среди вас есть вызывающие неприязнь! Кто молится имамом перед людьми, пусть сокращает (молитву), ведь за ним может стоять немощный, старик или больной» (приводится у Аль-Бухари). Также Пророк (СААС) гневно спросил у Му’аза, когда тот долго читал молитву имамом: «Смутьян ли ты, о Муаз?!», повторив это три раза.

Анас передает, что посланник Аллаха (СААС) сказал: «Когда я начинаю молитву с намерением читать ее долго, я слышу плач ребенка и сокращаю молитву, зная, как страдает его мать от его плача (приводится у Аль-Бухари). Усложнением поклонения для людей является вменение им в обязанность исполнения необязательных ритуалов и некоторых видов сунны и объявление нежелательных деяний (макрух) запретными. Мы не должны понуждать людей делать то, чего не требует от них Аллах. Люди вправе выбирать сами, выполнять ли им дополнительные виды поклонения или нет.

В обоснование вышесказанному можно привести хадис от Талхи ибн Убайдуллаха о том, как один бедуин спросил Пророка (СААС), что он обязан выполнять из религиозных обязанностей. Пророк (СААС) повелел ему совершать пять ежедневных молитв, выплачивать закят и поститься в месяц Рамадан. Бедуин спросил: «Обязан ли я выполнять что-то еще?» Пророк ответил: «Нет, кроме того, что ты должен подчиняться». Бедуин воскликнул: «Клянусь Аллахом, я к этому ничего не добавлю и не уменьшу этого!» После чего Пророк (СААС) сказал: «Он достигнет успеха, если сказал правду», или «Он войдет в рай, если сказал правду».

В наше время мусульманину достаточно выполнять обязательное и сторониться больших грехов – и его можно считать в рядах Ислама в числе сподвижников. И даже если он совершает мелкие запрещенные проступки, у него есть и благодеяния — пять молитв, пятничная молитва, пост в месяц Рамадан и другие, которые смывают с него эти грехи. «Воистину, благодеяния удаляют дурные поступки» (Худ: 114).
«Если вы будете сторониться великих (грехов), которые вам запрещаются, то Мы простим ваши плохие поступки и введем вас почтенным входом» (Ан-Ниса: 31).

Как же мы можем перестать считать человека мусульманином только из-за того, что он совершил что-то сомнительное и неизвестно, харам это или халяль (запретное или разрешенное), или оставил выполнение чего-то, об обязательности чего ученые в разногласии? Поэтому порицается постоянная крайность и выбор самого трудного пути некоторыми религиозными людьми, и понуждение ими к этому других людей, чем более, если даже для них самих это затруднительно. Любого ученого, который, на основе положений и целях Шариата, призывает к облегчению или дает совет в пользу выбора более легкого пути, ради разрешения затруднений, они заключают в клетку обвинений!

3. Неуместное усложнение

Порицается проявление крайности не к месту и не вовремя, например, не в исламской стране или по отношению к людям, недавно принявшим Ислам. В подобных ситуациях следует облегчать спорные вопросы и второстепенные положения и концентрировать внимание на основном, начиная с исправления вероубеждения, и если люди согласятся с этим, то можно призывать их к выполнению основ Ислама, и уж только потом- к другим благодеяниям.

Когда Пророк (СААС) посылал Муаза в Йемен, он ему сказал: «Ты едешь к народу из обладателей писания, так призывай их к свидетельству, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — Посланник Аллаха. Если они подчинятся тебе в этом, то поведай им, что Аллах вменил им в обязанность пять молитв каждые день и ночь. Если они подчинятся тебе в этом, то поведай им, что Аллах вменил им в обязанность подаяние, собираемое с их богачей и раздаваемое их беднякам..». (Согласованный хадис (т.е. хадис, по поводу достоверности которого соглашаются все ученые -хадисоведы, который имеется в сборниках Аль-Бухари и Муслима — прим. перев.)

Взгляните, как Пророк (СААС) велел своему сподвижнику постепенно повышать планку призыва и начинать с самого основного – свидетельств о единстве Аллаха и пророческой миссии Мухаммада, а затем, после их согласия с этим, призывать их ко второму столпу - к молитве, и если они согласятся, то перейти третьему -Закяту и т.д.

Некоторые студенты исламских университетов в Америке в одном из исламских центров подняли проблему по поводу того, что мусульмане сидят на стульях на субботних и воскресных лекциях, а не на циновках и ковриках, как сидят в мечети, и не поворачиваются к кыбле во время сидения, одевают брюки, а не длинные белые рубахи, едят на столах, а не на земле и т.д. Тогда один ученый, раздраженный таким типом мышления и неуместным поведением в центре Северной Америки, сказал им: «В этом обществе, гонящемся за материальными благами, вам следовало бы сделать самой важной вашей заботой призыв к вере в единство Аллаха Всевышнего и к поклонению Ему, напоминание о загробном мире и высших ценностях религии, предостережение от губящих грехов, в которых погрязли общества, переживающие материальное процветание в нашем веке. Что же касается этикета поведения, то это может иметь место лишь после принятия обязательных и основных столпов религии».

В другом исламском центре мусульмане подняли шум на весь мир из-за того, что кто-то хотел показать научный исторический фильм в мечети. Эти мусульмане возмущались: «Они превратили мечеть в кинозал!», при этом забыв, что мечети строятся не только для отправления религиозных ритуалов, но и для проведения в них вполне мирских мероприятий.

Во времена Пророка (СААС) мечеть была духовным центром государства и оплотом призыва, осью общественной активности. Всем известен хадис, приведенный в сборнике Аль-Бухари, где говорится, что Пророк (СААС ) разрешил эфиопам устроить состязание на копьях внутри его мечети и разрешил Айше наблюдать за этим.

4. Нетерпимость и жесткость

Один из признаков экстремизма — нетерпимость во взаимоотношениях и непримиримость во взглядах, невежливая и грубая манера призыва, что противоречит указанию Аллаха Всевышнего и традициям Его Посланника (СААС). Аллах Всевышний велит призывать к Нему с мудростью и не проявлять в призыве глупость и неосмотрительность, приказывает наставлять добрым словом, а не с грубостью и резкостью, и вести полемику культурным образом: «Призывай к пути Господа твоего с мудростью и добрым наставлением, и спорь с ними лучшим образом» (Ан-Нахль: 125).

Аллах описал Своего посланника словами: «Вот к вам пришел посланник из вас самих. Тяжко для него, что вы грешите; он ревнует о вас, к верующим — кроток, милостив» (Ат-Тауба: 128). Всевышний обращается к Своему Посланнику, поясняя его связь со сподвижниками: «По милости Аллаха ты смягчился к ним, а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя» (Аль Имран: 159).

Коран упоминает о жесткости и непримиримости только в двух случаях:
1. Когда государство находится в состоянии войны, то здесь неуместно проявление мягкости и сговорчивости по отношению к врагу, пока война не закончится. Всевышний говорит: «О, вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам, и пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах — с богобоязненными!» (Ат-Тауба: 123).
2. Исполнительные органы государства при вынесении и исполнении наказаний по отношению к преступнику, который этого заслужил. То есть, нельзя поддаваться чувствам и на этом основании отклоняться от исполнения закона.
«Пусть не объемлет вас жалость к ним двоим в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в последний день» (Ан-Нур: 2)

Однако, на поприще призыва не может быт места грубости и резкости. В хадисе сказано: «Воистину, Ал6ах любит мягкость во всех делах». В одной пословице говорится: «Кто повелевает благое, пусть делает это благим образом». Еще Пророк (СААС) говорил: «Если в какое-либо дело войдет доброжелательность — она украсит его, а резкость изуродует». Грубость ничего так сильно не портит, как призыв к Аллаху, ибо этот призыв пытается проникнуть в самые глубины сердца человека, чтобы сделать его человеком Господним в его мировоззрении, философии и поведении, превратив его в другую личность.

Призыв пытается изменить и общество с его традиционными вероубеждениями и укладом. Все это не может осуществиться без мудрости и добра, знания природы человека, понимания его психологии его склонности к консерватизму и упрямству, страсти к спорам и препирательствам. Поэтому при столкновении с высокомерием и гордыней для проникновения в умы и сердца необходима мягкость и мудрая снисходительность. В пример нам приводятся притчи в Коране, где речь ведется о способах призыва пророков и праведных верующих к единобожию и поклонению Аллаху — притчи об Ибрагиме, призывавшем отца и свой народ, о Шуайбе, о Мусе и т.д.

Вспомните рассказ о верующем из семейства Фараона, как он обратился к Фараону и его приближенным. Он дал им почувствовать, что они — его народ и он один из них, что его заботят проблемы его народа и он заинтересован в их благополучии. В этом духе он обращается к ним: «О, мой народ! Сегодня вам принадлежит власть, и вы правите на земле, но кто спасет нас от мощи Аллаха, если она нас постигнет?» (Гафир: 29). Затем он пугает их тем, что постигло народы, жившие прежде, когда они отвернулись от призыва к Аллаху и подчинения Его посланникам: «О, народ мой, я боюсь для вас подобного Дню народов, подобного делу народа Нуха, и ’Ада, и Самуда и тех, которые были после них. Поистине, Аллах не желает несправедливости рабам!» (Гафир: 30-31). После предупреждения их наказанием в этом мире он сеет в них страх перед наказанием в последней жизни, в которую они верят по-своему: «О, народ мой, я боюсь за вас дня зова друг друга, дня, когда вы обратитесь вспять. Нет у вас защитника от Аллаха, и кого Аллах собьет, тому нет путеводителя!» (Гафир: 32-33).

Этот верующий продолжает наставлять свой народ с мягкостью и терпением, иногда пугая, а иногда радуя их: «О, народ мой последуйте за мной, и я выведу вас на путь прямоты. О, на род мой, ведь эта ближняя жизнь — только пользование, а ведь последняя — дом пребывания... О, народ мой! Почему я зову вас к спасению, а вы зовете меня в огонь? Вы зовете меня не веровать в Аллаха и придавать Ему в сотоварищи то, о чем у меня нет знания, а я зову вас к Великому, Прощающему!» (Гафир: 38-42). В конце он говорит: «И вы вспомните то, что я вам говорю. Я предаю свое дело Аллаху, поистине, Аллах видит рабов!» (Гафир 44).

Именно таким образом следует призывать упрямых и обращаться к препирающимся. Нам достаточен совет Аллаха двум почтенным пророкам -Мусе и Харуну: «Идите к Фараону, ибо он ослушался, и скажите ему слово мягкое — может быть, он опомнится или побоится» (ТаХа: 43-44). Поэтому Муса, когда пришел к Фараону, обратился с такими словами: «Не следует ли тебе очиститься, и я поведу тебя к Господу твоему, и будешь ты богобоязненным?» (Ан-Назиат: 18-19).

Неудивительно, что опытные призывающие порицают некоторых дилетантов-юнцов за избранный ими способ взаимоотношения с людьми и за их методы ведения диалога с оппонентами. Они позволяют себе быть грубыми и необходительными, в их вызывающем поведении преобладают дерзость и резкость. Их доводы не кажутся оппонентам лучшими, но их резкие ответы на критику кажутся им самыми грубыми. Они не различают возрастных категорий собеседников, не чтут права отцов и матерей, не выказывают уважения заслуженным ученым и преподавателям.
Не отличают они и людей с ограниченными возможностями, простых людей и не очень образованных, обывателей, а также тех, кто намеренно борется с Исламом. Ученые-хадисоведы различали тех, кто несет ересь по невежеству, не призывая к ней, и тех, кто посвятил себя призыву к ереси и распространению смуты. Они принимали хадисы, переданные первыми, но отвергали хадисы, переданные вторыми.

5. Плохие помыслы о людях и подозрительность

Еще одно проявление экстремизма — подозрительное отношение к людям, представление их в черном свете, умаляя их хорошие стороны и преувеличивая плохие. Экстремизм основывается на обвинении, а первопричина обвинения — наличие виновности. Однако, презумпция невиновности признается всеми небесными и земными законами, то есть прежде, чем обвинять кого-либо, необходимо сначала доказать его вину, в то время как никто не должен доказывать, что он не верблюд. Человек считается чистым перед законом, пока не будет доказана его вина.

Мы же видим экстремистов, всегда торопящихся подумать плохо о человеке и обвинить его по малейшему поводу. Они не ищут оправдания окружающим, но тщательно ищут их пороки и перебирают их проступки, чтобы бить ими в барабаны и трубить в трубы, сделав из проступка смертный грех, а из греха — неверие!!

Если какое-то слово или дело может содержать как добро, так и зло, они наиболее вероятным считают вред. Это противоречит правилу ислама, что изначально о мусульманине нужно думать хорошо и склонять весы его деяний в лучшую сторону по мере возможности.

Некоторые ученые прошлого говорили: «Для своего брата я найду семьдесят оправданий, а затем скажу: «Наверное, у него есть другая причина, которую я не знаю!»
Тех, кто расходится с экстремистами во взглядах или отличается от них своим поведением, они обвиняют в неповиновении Аллаху, в ереси, неуважении к Сунне или в любом другом грехе.
Если кто-то отличается манерами в Сунне ношения палки или приема еды на земле, то они обвиняют его в непочтении к Сунне или в нелюбви к Посланнику Аллаха (СААС). Они подозревают в греховности всех, и даже ученые и призывающие не защищены от их подозрений и обвинений.

Если ученый-факих даст фетву, облегчая мусульманам какое-либо дело и избавляя их от излишних затруднений, то в их глазах он является не уважающим и ущемляющим религию Аллаха.
Если призывающий старается отвечать условиям современности, говорить с людьми на понятном им языке — они обвиняют его в преклонении перед Западной цивилизацией. Тень их подозрений и обвинений покрывает даже давно умерших мусульман, которые не могут сказать в свою защиту слова. Стрелы подозрений вышеупомянутых фанатиков летят в кого угодно - тот обвинен в масонстве, другой — муатаззилит, и так далее. Даже уважаемые во все времена имамы — основатели мазхабов не остались не задетыми их обвиняющими языками.

Более того, вся история Уммы — мусульманского общества с её культурой и цивилизацией очерняется ими. Одни из них считают эту историю историей смут и борьбы за власть, другие — историей невежества и неверия, а некоторые даже дошли до утверждения, что вся Умма впала в неверие после четвертого века по Хиджре!
Подобные увлечения обвинением окружающих и попытками показать себя при этом в лучшем свете известны человечеству с незапамятных времен. Сказал Всевышний: «Не очищайте же самих себя: Он лучше знает тех, кто богобоязнен!» (Ан Наджм: 32).
Бесспорно, что учение Ислама предостерегает от плохих дум об Аллахе и плохих мыслях о людях. Аллах Всевышний говорит: «О те, которые уверовали, сторонитесь многих предположений! Поистине, некоторые из предположений — грех» (Аль-Худжурат: 12). Пророк (СААС) говорил: «Берегитесь предположений, ибо предположение — самое ложное слово» (согласованный хадис).

Первопричина подобного радикального отношения к мусульманам — высокомерие и неуважение к окружающим. Первым ослушанием и грехом было ослушание Иблиса, основой которого были гордыня и высокомерие: «Я лучше его».
Для предостережения от подобного поведения достаточно привести хадис Пророка (СААС): «Если вы услышали, как человек сказал: «О, погибель людям!» То он погубил их (или: он погибнет самым первым из них)» (Муслим). (Прим. перев: этот хадис приводится в двух вариантах, (ибо в слове «агляка» «погубил» перемене последней огласовки дает степень превосходства – «ахляку» «первый, кто погибнет, или самый погибший»). В первом случае, по интерпретации хадиса, этот человек явился причиной их погибели, призвав на них беду своими плохими мыслями и неся им отчаяние и безнадежность по отношению к Милости Аллаха (прим. перев: буквально: «дух Аллаха»). Во втором варианте этот человек погибнет первым из них и худшей смертью, чем они, за свою самонадеянность и высокомерие.

Самодовольство и самонадеянность губят нравственность, и ученые называли такие чувства «ослушаньями сердца», от которых предостерегает хадис Пророка (СААС): «Три губящих деяния — жадность, которой поддаются, страсть, за которой следуют, и любование человека самим собой». Мусульманину вообще не должна быть присуща горделивость своими деяниями, потому что это может стать причиной их неприятия Аллахом. В Коране есть следующее описание верующих, живших прежде: «И которые выполняют то, что выполняли, а сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся» (Аль-Му’минун: 60). В одном хадисе укказывается, что в этом аяте говорится о тех, кто творит благие дела и боится, что Аллах их не примет.

Ибн ‘Ата сказал мудрые слова: «Может случиться так, что Аллах откроет пред тобой дверь повиновения, но не откроет дверь принятия твоих дел. Может случиться такое, что Аллах предопределит тебе ослушание, которое станет причиной твоего прозрения. Ослушание, приведшее к прозрению и покаянию лучше, чем повиновение, приведшее к самодовольству и гордыне!» Имам Али (да будет доволен им Аллах!) говорил: «Проступок, в котором ты раскаялся, лучше перед Аллахом, чем благодеяние, которым ты возгордился

Ибн Масуд сказал: «Погибель в двух (деяниях): самодовольство и отчаяние. Это потому, что счастья можно достигнуть лишь трудами и старанием, а самодовольный не стремится, ибо он уже достиг, потерявший надежду не стремится к цели, потому что нет смысла в стараниях».

6. Обвинение в неверии

Экстремизм достигает своего апогея, когда люди покушаются на неприкосновенность окружающих и позволяют себе проливать их кровь и грабить имущество, не выказывая никакого уважения или милосердия к ним. Это случается, когда экстремисты обвиняют всех людей в выходе из Ислама и в неверии, или в изначальном отсутствии веры у них. Подобные убеждения выстраиваются в неприступную скалу фанатизма, когда их приверженец не способен понимать окружающих и ненавидит их.

В такую ловушку попадали некоторые вероотступники (аль-хаваридж, или хариджиты) в эпоху зарождения Ислама. Они больше других соблюдали религиозные требования, постясь, молясь ночами и читая Коран, но пострадали от своих плохих мыслей, а не от нечистоты совести. Их преступления были приукрашены для них, и они считали, что поступают правильно и делают добро. Их стремления в этом мире сбились с верного пути.

Посланник Аллаха (СААС) еще при жизни предвидел появление в будущем такого типа людей. И он описал их словами: «Молитва кого-то из вас ничтожнее их молитвы, стояние ночью ничтожнее их стояния, чтение Корана ничтожнее их чтения...» Далее он сказал о них: «Они удаляются от веры, как удаляется стрела, выпущенная из лука». Поясняя их связь с Кораном, он сказал: «Они читают Коран, но он не выходит за пределы их ключиц». Также он назвал их отличительную черту: «Они убивают приверженцев Ислама, но не воюют с идолопоклонниками».

Однажды один ученый попал в руки хариджитов, и они спросили его, кто он такой. Он ответил: «Многобожник, ищущий помощи, желающий слова Аллаха». Они сказали: «Мы должны оказать тебе помощь и проводить тебя до безопасного места и прочитали слова Аллаха: «И если кто-то из многобожников попросил у тебя защиты, то защити его, чтобы он послушал слова Аллаха, а затем сопроводи его до безопасного для него места» (Ат-Тауба: 6). Сказав слова: «Многобожник, ищущий помощи» ученый спасся от смерти. Если бы он сказал, что он мусульманин, то ему отрубили бы голову!

Нечто подобное происходит и с нравами раскольников и сепаратистов в наше время. Имеется в виду так называемое «Общество обличения в неверии и хиджры (переселения)». Сегодня они скрываются и выступают под разными именами: «Фатху-ль ислам», «Ансару-ль ислам», «ахлю-ас-сунна ва джама’а» и другие. (прим. пер: что касается последнего названия, то не путать с искренними мусульманами, которые по праву причисляют себя к «ахлю-ль сунна» и в действительности таковыми являются).
То есть, они принимают названия, общие для всех мусульман. При этом: а) это явное проявление «показухи»; б)ущемляются права других мусульман. Однако, каким бы именем они не прикрывались, их сущность всегда остается одна и та же:
они объявляют неверующим всякого, кто длительное время грешит и не кается; также они считают неверующими власть имущих, так как они правят не по законам Аллаха; обвиняют в неверии и простых людей, подчиняющихся властям, ибо они соглашаются с законом и следуют за правителями в том, что не было низведено Аллахом. Еще они считают неверующими исламских ученых, потому что они не объявляют неверующими правителей и граждан, а кто не считает неверующего таковым — тот сам неверующий.

Они объявляют неверующими всех, кто не с ними и не соглашается с их взглядами, а также и тех, кто согласен с ними, но не вступает в их общество и не присягает их предводителю. Те же, кто принял их взгляды и вступил в их общество, присягнув имаму, а впоследствии по каким-либо причинам вышел из общества, объявлены ими вероотступниками, которых разрешается убивать.

Всякое исламское общество, узнавшее об их призыве, но не присягнувшее их предводителю — это общество неверующих или вероотступников. Любой, кто последовал за мнениями имамов — основателей мазхабов, или за единогласным мнением мусульманских ученых, или просто за тем, что считается лучшим — в их глазах многобожник и неверующий.

Вся исламская история после 4 века по Хиджре объявлена ими эпохой неверия и джахилии из-за следования таклиду (здесь – следование мнению всеми признанных наиболее авторитетных ученых — основателей школ мусульманского права (Фикха) - мазхабов - прим. перев.).

Вместо этого они призывают понимать аяты Корана и сунны, не считаясь с мнением ученых. Они утверждают следующее:
«Ученые не нужны, надо брать от Аллаха, и это должен делать любой человек. А кто берет не от Аллаха (прим.перев: то есть, следует мнению ученых)- это куфр». Таким образом, они перешли все границы в обвинении в неверии, объявив неверующими и живых и мертвых, а ведь общеизвестно, что обвинение мусульманина в неверии — опасный поступок, влекущий за собой очень серьезные юридические, социальные, финансовые, ритуальные и политические последствия. Так, если такой человек умрет, то его тело не омывается, не оборачивается тканью за него не читается заупокойная молитва и его не хоронят на мусульманском кладбище.

Поэтому Пророк (СААС) жестко предостерегал от обвинения в неверии. В достоверном хадисе говорится: «Если кто-то обратился к своему брату со словами: «Эй, неверующий!», то сам является таковым». То есть, если обвиняемый в неверии не является таковым, то обвинение падет на самого обвинителя, и неверующим будет уже он сам, а ведь это страшная опасность.
Существует достоверный хадис, переданный Усамой ибн Зайдом:
«Кто сказал: «Нет бога, кроме Аллаха» - вошел в Ислам, и его кровь и имущество неприкосновенны». Если человек произнес эти слова из страха перед смертью, то его отчет перед Аллахом, а мы должны судить по фактам. Пророк (СААС) очень сурово упрекнул Усаму, когда тот убил врага во время битвы после произнесения тем свидетельства. Он воскликнул: «Как ты мог убить его после того, как он сказал: «Нет бога, кроме Аллаха»?» Усама ответил: «Он сказал это, остерегаясь меча». Пророк (СААС) спросил: «А разве ты раскрывал его сердце?! Что ты будешь делать с «Нет бога, кроме Аллаха»?!»» Усама сказал: «Он (СААС) повторял эти слова до тех пор, пока я не пожелал, чтобы я принял Ислам лишь в тот день». (То есть- ему стало так стыдно и так плохо, что он пожелал быть только что принявшим ислам, что, как известно, стирает все прошлые грехи; он воспринимал это как великий грех.

Без абсолютной уверенности ни одного мусульманина нельзя обвинять в неверии. Грехи не выводят мусульманина из Ислама, даже такие тяжкие, как убийство, прелюбодеяние и потребление алкоголя, если он не отвергает указания Аллаха по этому поводу. Коран подтверждает религиозное братство между убийцей и близким убитого мусульманина словами: «А кому прощено его братом что-либо, то - следование по благому и возмещение ему с добром» (Аль-Бакара: 178).

Пророк (СААС) сказал тому, кто проклял пьяницу, которого уже несколько раз наказывали: «Не проклинай его — ведь он любит Аллаха и Его посланника». Шариат назначил различные виды наказаний за убийство, прелюбодеяние и пьянство, а если бы это все было неверием, то было бы одно наказание для всех — наказание вероотступника.
Все подозрения, которые высказывают некоторые экстремисты, можно опровергнуть ясными текстами Корана и Сунны. От подобных идей Умма избавилась в свое время, и вот эти смутьяны, к сожалению, пытаются опять вдохнуть в них жизнь.

Продолжение следует

.



  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Булуг аль-Марам Достижение цели

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles