Время молитв: Фаджр: 4:18 - Шурук: 6:01 - Зухр: 14:07 - Аср: 17:56 - Магриб: 21:55 - Иша: 23:29 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Наказание за вероотступничество в исламе

Вопрос:
Ассаламу алейкум! Что должна делать мусульманская умма или отдельные ее представители по отношению к человеку, вышедшему из ислама и отказывающемуся вернуться в религию Всевышнего Аллахъа находясь в неверии более 3 дней? Мне интерестна именно шариатская точка зрения, прошу ее изложить, приводя примеры из сунны и Курана и насколько такие действия возможны при нынешнем положении мусульман. Джазакум Ллахъу хайран! Айша

Ответ: Ва алейкум ассалям, уважаемая сестра. Отвечаем на Ваш вопрос.
1. Вероотступничество в исламе

Коран

В Коране, где указывается на такие уголовные наказание (худуд), как наказание за преднамеренное убийство, прелюбодение, распространение нечестия на земле, воровство и разбой, ничего не упоминается о наказании за смену веры. Но, несмотря на это, в исламском уголовном праве присутствует то, что факихи (ученые) называют хадд-ар-рида, т.е уголовное наказание за вероотступничество от ислама.
Это вызывает удивление, так как в Коране вообще ничего не упоминается о каком-либо наказании за вероубеджения людей. Даже когда Коран говорит о вероотступниках, которые, замышляя заговор против ислама, выдают себя за мусульман, а при удобном случае объявляют о своем неверии и покидают ислам с целью посеять смуту и сомнения среди мусульман, даже при такой опасной ситуации в Коране нет ни одного слова, ни одного аята, говорящего об уголовном наказании за их заговор:

«Часть людей Писания говорит: «Уверуйте в то, что ниспослано верующим, в начале дня и перестаньте верить в конце его. Быть может, они [мусульмане] обратятся вспять [то есть отступят от ислама]» (3:72)

В Коране лишь сказано, что за отречение от ислама будут судить в потсторонеем мире (ахират), но ни в одном аяте нет ни слова о наказании в мире этом (см. суры «Корова», аяты 217-5-256; «Семейство Имрана», аяты 85-91, 10,117; «Трапеза» аят 54; «Женщины» аят 127; «Пчелы» аяты 106-110.)

Более того, во многих аятах Корана говорится о свободе вероубеждения и о непозволительности принуждения в вопросе веры:

«Нет принуждения в религии» (2:256)

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (10:99)

«Вести их прямым путем - не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает» (2:272)
(см.также суры :«Пчела», аят 125; «Мухаммад» аяты 32-35; «Верующие» аят 107; «Гром» аят 40; «Скот» аят 107)
Пророк Мухаммад (СААС) всю свою жизнь следовал предписаниям этих аятов, применяя их на практике. Несмотря на то, что иудеи Мадины воевали с Пророком (СААС) и с государством мусульман,- после того, как они были побеждены, пророк не стал их принуждать принимать ислам.

Сунна Пророка (СААС)

Давайте вернемся к аяту, в котором говорится о некоторых иудеях Мадины:
«Часть людей Писания говорит: «Уверуйте в то, что ниспослано верующим, в начале дня и перестаньте верить в конце его. Быть может, они [мусульмане] обратятся вспять [то есть отступят от ислама]» (3:72).

В Коране не упоминается о каких-либо мерах наказания по отношению к ним. Решать, как поступить с заговорщиками, предоставляется правителю государства, Божьему Посланнику Мухаммада (СААС). Для этого Посланник, будучи главой государства, оценивает ситуацию, и, согласно хадисам, приняв во внимание особенности времени и общества, в котором он живет, сурово угрожает смертной казнью заговорщикам, творящим нечестия на земле и воюющим против ислама и государства мусульман, ибо сказано в Коране: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас». Посланник (СААС) сказал:

«Убейте того, кто сменит свою религию!» Ясно, что такая угроза была направлена против политического заговора и никак не является покушением на свободу выбора или вероубеждения людей. Своей угрозой Посланник (СААС) защитил безопасность мусульман, сорвал заговор в самом начале и в то же время предотвратил кровопролитие самих заговорщиков.

Следует отметить, что наказание (смертная казнь) которым Мухаммад (СААС) пригрозил заговорщикам, сеющим смуту в мусульманском обществе, определил он сам. Пророк (СААС) был главой государства и он решил, что для той ситуации и в тех условиях оно наиболее подходящее.

Следовательно, данное наказание входит в категорию таъзир [1].
Но это не означает, что подобное наказание непроизвольно подходит для всех схожих ситуаций. Хотя дестабилизация и нарушение безопасности общества всегда считалось тяжким преступлением, за совершение которого в мусульманских странах преступника ждет суровое наказание. То же касается и использования религии для осуществления опасных преступлений, угрожающих безопасности общества и жизни мирных людей. Смена веры с целью заговора является одним из таких преступлений.

Другие примеры из Сунны Посланника Аллаха (СААС)

Известна история двух молодых мусульман, Хишама и Айаша, которые покинули ислам под давлением родственников. И ни каких-либо особых решений, ни санкций по отношению к ним вынесено не было. Позднее Айаш вновь пришел в ислам, полный раскаяния и глубоко опечаленный. Чуть позже Откровение облегчило мучения молодого человека, рассудив его:
«Скажи: "О, рабы Мои, которые преступили против самих себя, не теряйте надежды на милость Господа! Воистину, Господь прощает полностью все грехи, ибо Он — Всепрощающий, Самый Милосердный". Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему, до того как постигнет вас наказание. Ведь потом вам никто не поможет» (39:53-54).

Услышав этот аят, Хишам также вновь обратился в ислам. Единственный, кто не вернулся, был Убайдулла ибн Джахш, отплывший в Абиссинию с первыми эмигрантами. Он принял там христианство и оставил свою жену, Умм Хабибу бинт Аби Суфьян [21]. И никто, ни Пророк из Мекки, ни мусульмане, находившиеся там, не предприняли никаких мер против него: он оставался христианином до самой смерти, никто его не преследовал и не обращался с ним дурно. Подобное проявление уважения к индивидуальной свободе выбора прослеживается на протяжении всей жизни Пророка, и ни одно из его жизнеописаний не содержит никаких упоминаний и примеров иного отношения.

Позднее, уже в Медине, ( именно к этому времени относится уже приведенный выше хадис) он высказывался резко и принимал жесткие меры по отношению к тем, кто притворно принял ислам с единственной целью сбора информации о мусульманах, а потом отрекся от ислама и пришел в стан врагов, чтобы предоставить им желаемую информацию. Такие действительно являлись предателями, заслуживавшими высшей меры- смертной казни, потому что их действия были нацелены на разрушение государства и уничтожение мусульманской общины.

2. Причины вероотступничества

От ислама никогда не отступят те, кто по-настоящему познал его и уверовал в Единого Бога, в последнюю жизнь (ахират) и сделал основой своей жизни совершение добра и стремление заслужить довольство Всевышнего. Такой верующий никогда не променяет ислам на какую-либо другую религию или философию. Разумный, истинно уверовавший и понявший ислам человек никогда не сделает такого выбора.

Однако порой люди отворачиваются от ислама по следующим причинам:
-по незнанию своей религии (а рядом не находится никого, кто бы сумел правильно разъяснить). Сегодня незнание и непонимание ислама- очень распространенное явление среди мусульман.
- какие-то психологические проблемы, и тут надо попытаться разобраться и всячески стремиться помочь.
- личные корыстные цели
В любом случае, каждая проблема, приводящая к отступничеству мусульман, имеет свое решение. Невзирая на все эти причины, человек всегда имеет право выбор. Те, кто проявляет упрямство и настойчиво не хочет оставаться мусульманином, будет нести ответственность за свой выбор только перед Аллахом Всевышним. Но подобный выбор- их личное дело.

3. Правовая основа действий и ответственность мусульман
(отрывок из выступления шейха Абдуллаха бин Баййях,полностью можно прочесть здесь )

«В исламе существуют правила, известные как аль- ахкам ас- султания («права государства»), и эти правила относятся к субъекту государства и включают определенные вещи, как, например, наказание мусульман. Это уголовное право: если ты совершишь то-то и то-то, то последует наказание. Осуществление функции наказания относится к аль- ахкам ас- султания и принадлежит государству.

Аль-ахкам ас-султания включают также правила, относящиеся к ведению военных действий – джихаду и многие другие вопросы (суды, назначение судей, правоохранительные мусульманские органы), находящиеся в полномочии легитимного органа власти мусульман.

Весь этот свод законов называется аль-ахкам ас-султания, и эти законы не касаются мусульман, проживающих в стране, где не существует легитимной исламской государственной власти.
Хочу затронуть вопрос нашей ответственности. Принимая во внимание наше положение здесь (прим. редактора: в немусульманском государстве), государственные аспекты шариата к нам не применимы. Мы не несем ответственность перед законами шариата на государственном уровне.

4. Заключительные мысли

Подводя итог всему сказанному, мы хотели бы еще раз упомянуть, что следует различать вероотступников, которые отреклись от ислама по незнанию религии или же по каким-то имеющимся у них психологическим проблемам, и тех, кто играет в игры со сменой веры для осуществления своих опасных для общества целей, подрыв мусульманского государства.

Поэтому последним необходимо строго пригрозить уголовным наказанием. Ясно, что здесь речь идет не о попрании права на свободу вероисповедания, которое, согласно Корану, является священным правом каждого человека, а о защите общества мусульманского государства от разжигания конфликтов.

На протяжении истории ислама те, кто просто решил по каким-то причинам, без злого умысла, сменить веру, не наказывались за свой выбор. Ислам уважает право человека на свободу выбора и вероисповедания.
Но в исламе различают вероотступничество, вызванное незнанием ислама, корыстными или психологическим проблемами, и отступничество с целью осуществления каких-либо преступлений против мусульманского общества.

Ислам можно принять только добровольно, но никак не по принуждению, также нельзя и принудить человека вернуться в ислам. Из всего сказанного становится ясно, что в исламе вопрос веры является личным делом каждого человека, и каждый волен сам выбирать, во что ему верить.

****************************************************************************************************************

[1] Таъзир в исламском праве- наказания за преступления, которые, в отличие от наказаний категории хадд, не оговорены в Коране и Сунне. В зависимости от преступления, таъзир имеет различные формы и санкции.
Например, применительно к современным условиям, можно сказать, что наказание за такие преступления, как попытку свержения государственной власти, или разжигание межрелигиозной и межнациональной вражды, также относятся к этой категории, и определяются судом, от тюремного заключения до высшей меры, что определяет суд каждой страны.



Комментарии
1. Айша 2012-05-01 14:56:00

А что вы скажете по поводу периода правления Абу Бакра почему он боролся с вероотступничеством? Абу Хурайра сказал: «Когда посланник Аллаха умер, халифом стал Абу Бакр. Некоторые из арабов вернулись к неверию. Тогда Умар ибн аль-Хаттаб сказал Абу Бакру (да будет доволен Аллах ими обоими): ―Как же ты можешь сражаться с этими людьми? Ведь посланник Аллаха сказал: «Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут: “Нет бога достойного поклонения, кроме Аллаха”. А кто произнёс эти слова, защитил от меня своё имущество и жизнь, иначе как по праву (шариата), и лишь Аллах сможет потребовать от него отчёта›! Абу Бакр сказал: ―Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, ведь взимать закят с имущества обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы путы верблюда, которые отдавали посланнику Аллаха, я стану сражаться с ними из-за этого! Тогда Умар сказал: ―Клянусь Аллахом, не иначе как Сам Аллах внушил Абу Бакру мысль о сражении, и я понял, что это — правильное решение». аль-Бухари и Муслим. Всевышний Аллах сказал об этих событиях: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать молитву и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный». Сура 9 «Покаяние», аят 5.

1) Как Вы сами правильно заметили, Умар и некоторые другие сподвижики решили, что нельзя воевать с мятежными племенами, потому что они являются мусульманами и не отрекались от веры. Умар воскликнул : «Но ведь они говорят: «Нет божества, кроме Аллаха» [Как же мы можем воевать с ними?!»] Но затем Умар понял, что война с племенами ведется не за веру (ведь они не обреклись от ислама)- задачей Абу Бакра было сохранить социальную систему, созданную мусульманами. Отказавшись выплачивать закят, они восстали против основ исламского общества, социальной интеграции и единения.

2) Что кас. приведенного Вами аята суры «Тауба», то он был ниспослан при жизни Пророка (СААС),т.есть, гораздо раньше этих событий! и относился к совершенно другим обстоятельствам и другим людям- многобожникам. Об этом мы уже писали подробно, почитать можно
здесь
К этой же теме (как и аят 9:5)относится и приведенный Вами хадис Пророка (СААС).

  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Булуг аль-Марам Достижение цели

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles