Время молитв: Фаджр: 3:52 - Шурук: 5:22 - Зухр: 14:16 - Аср: 18:30 - Магриб: 22:50 - Иша: 0:22 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1

Ранние ученые -мусульманки
Мухаммад Акрам Надви
Лекция Мухаммада Акрама Надви, стипендиата Центра изучения Исламских Наук при Оксфордском университете.

«О, люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». («Женщины», 4:1)

Роль женщин в период становления Ислама
С самого начала существования человечества Аллах сотворил равными мужчин и женщин, создав их из одной души, наделив их едиными отцом и матерью и подчинив Одному Господу. Аят, указанный выше, был ниспослан пророку Мухаммаду (СААС) в то время, когда унижали и мучили женщин.
Аллах говорит в суре «Скручивание»:
«… когда зарытую живьем спросят: «За какой грех ее убили» (Сура «Скручивание», 81: 8-9).

Этот аят относится к древней традиции арабов (но ведь и в современном обществе убивают зародышей путем абортов!), которые убивали новорожденных девочек из-за опасения, что те могут опозорить их род, и из-за страха, что они не смогут обеспечить своих дочерей, и тем самым будут ощущать себя униженными в обществе. Ислам пришел искоренить эти дикие, невежественные обычаи, после 23 лет пророческой миссии ислам даровал женщине такое положение, которое прежде никто не мог и представить.

Первое Откровение: «Читай во имя Господа твоего, который сотворил…» (сура «Сгусток», 96:1), ниспосланное пророку Мухаммаду (СААС), сильно потрясло его, он не мог понять, как такое событие могло произойти с неграмотным, осиротелым пустынным арабом.

Первым человеком, утешившим его, была его жена, Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) которая поверила ему, успокоила его в трудную минуту нужды и переживаний. Она считалась деловой женщиной благородного происхождения, и именно она стала ему главной поддержкой и опорой в начале ниспослания откровений, с самые трудные годы становления Ислама.

В течение трех лет посланник Аллаха (СААС) по приказу Аллаха тайно призывал свою семью и своих близких к религии единобожия. Затем он собрал свою семью и открыто призвал племена Хашима и Абдуль Муталлиба поверить в его пророческую миссию. В конце этого события он сказал Аббасу ибн Абдуль Муталлибу: «Я не смогу заступиться за тебя в День Страшного Суда». С такими же словами он обратился к своей тете, Сафьи бинт Абдуль Муталлиб, и к своей дочери, Фатиме (да будет доволен ими обеими Аллах), добавив: "Вы можете просить меня о чем угодно в этом мире, но в будущей жизни, в День Суда я не смогу быть полезным вам".

При этом обращении пророк (СААС) особенно выделил двух женщин и мужчину, таким образом показав, что женщины обладают свободой вероисповедания. Другим примером независимости вероисповедания является история жен пророков Нуха и Лута (Ноя и Лота), да пребудет мир над ними обоими, которые отвергли веру своих мужей. Коран подтверждает, что жена пророка свободна в своем выборе: верить или не верить.

Так, например, Умм Хабиба уверовала, в то время как ее отец, Абу Суфьян, обладавший в то время огромной властью, был ярым противником пророка Мухаммада (СААС), однако ни власть, ни привилегии отца не смогли повлиять на ее выбор

.

Клятва второй Акабы являлась соглашением, включавшим определенные политические и стратегические обязательства, и пророк (СААС) взял клятву как с женщин, так и с мужчин. Он стремился привлечь женщин к участию в общественной жизни, выступал против их ограничения лишь одним домом.

Роль мусульманок в сохранении источников Ислама

Одним из первых хранителей Корана была женщина- Хафса, дочь Умара. Факт, что священная книга мусульман была доверена на хранение женщине, говорит сам за себя.

Хадисоведение
Во время правления праведных халифов никогда не поднимался вопрос о законности знаний, полученных от женщин. А если все-таки вас волнует этот вопрос, то взгляните на хадисы, переданные со слов пророка (СААС) как от женщин, так и мужчин. Имам Хаким Найшапури утверждает: "1/4 нашей религии зависит от наших сестер-мусульманок, передавших слова посланника Аллаха (СААС). Если бы не эти передатчицы, то мы потеряли бы четверть нашей религии".

Например, Абу Ханифа говорит о 4 ракатной дополнительной молитве перед обязательной дневной молитвой, в то время как другие имамы упоминают только о 2 ракатной молитве сунны. Имамы ашШафи’и, Малик и Ахмад Ханбал ссылаются на передатчика Абдуллу ибн Умара, а Абу Ханифа использует хадисы от Умм Хабибы и других жен пророка (СААС), да будет доволен ими Аллах.
Абу Ханифа аргументирует свое утверждение тем, что посланник Аллаха (СААС), обычно совершал свои дополнительные молитвы дома, поэтому его жены (да будет доволен ими Аллах) - сильные передатчицы.

Многие важнейшие события, такие, как начало пророческой миссии, были переданы женщинами. Одна только Айша (да будет доволен ею Аллах) передала немалое количество хадисов, включенных в сборник аль-Бухари, например, очень известный хадис о том, что "Поистине, все наши деяния оцениваются по нашим намерениям…".
Важнейший хадис о необходимости наличия омовения, как условия действительности любой молитвы был передан со слов Рабийи бинт Муавиз бн Афра, одной из известнейших передатчиц хадисов. Вся ее семья погибла во время битвы при Ухуде.

Переданные ею хадисы встречаются в сборниках аль-Бухари, Муслима, ибн Маджа и других.
Многие мусульмане ходили к ней учиться, несмотря на то, что в то время в Мадине жили Абу Бакр, Умар и Усман, Али, Муад ибн Джабаль и Абдулла ибн Масуд (да будет доволен ими всеми Аллах) . Однако именное ее считали экспертом в области знаний об омовении. Ее учеником был Абдулла ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом), известный ученый того времени, толкователь Корана и член семьи пророка (СААС). Он никогда не задавался вопросом: "Почему я должен брать уроки у нее, когда я - близкий родственник пророка и известный толкователь Корана?"

Это же касается и Али Зейд аль-АбиДдин, внука пророка Мухаммада (СААС) и крупного ученого.
Их целью было получение истинных знаний, при этом пол обладателя знаний их нисколько не волновал.

Интересно, что не существует ни одного недостоверного или слабого хадиса, переданного женщинами.
Имам Джахаби подтверждает: "Существует очень большое количество хадисов, переданных мужчинами, которые не достоверны. Однако в истории ислама нет ни одной женщины, которую обвинили бы в слабости (хадиса) или недостоверности ее слов".

При этом, если интеллектуальная честность какого-либо передатчика и ставится под вопрос, то этим человеком может оказаться только мужчина. Женщины всегда правдиво передавали религиозное знание.

Амра бинт Абдульрахман была среди величайших женщин, достигших успеха в поколении табиинов, (поколении, следовавшем после сподвижников пророка Мухаммада , СААС). Она была факихом (ученым-правоведом), муфтием и мухаддисом (хадисоведом).

Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил: "Если вы хотите изучить хадисы, идите к Амре". Имам Зухри, которому доверили составление первого сборника хадисов, часто повторял: "Идите к Амре, она - основной источник хадисов".

Однажды судья занимался делом христианина, который что-то своровал. Судья приказал отрубить этому человеку руку. Когда решение судьи дошло до Амры бинт Абдуррахман, она немедленно отправила одного из своих студентов к судье и передала ему, что вор своровал нечто меньшее по стоимости одного динара, так что не следует этого человека лишать руки. Судья прислушался к Амре, и христианин был признан невиновным и освобожден, избежав наказания.

Судья даже не спросил Амру, на чем основано ее решение, потому что ее авторитет был для него вне сомнения; он не поинтересовался мнением других ученых, которые проживали в то время в Мадине, например, Саида ибн аль-Мусайиба. Этот случай приводится в книге имама Малика "Муатта", причем сам великий имам разделяет такую позицию.

Одной из величайших последовательниц пророка (СААС), была Умм Дарда, которая преподавала в Дамаске и в Иерусалиме. Ее занятия посещали имамы, ученые- правоведы и хадисоведы. Могущественный правитель Абдуль Малик ибн Марван, правивший огромной империей, простиравшейся от Испании до Индии, получил признание как учитель от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), крупнейшего ученого своего времени. Когда Абдулла достиг преклонного возраста, люди спросили его: "У кого же мы будем получать знания после тебя?" Он ответил: "У Марвана есть сын, АбдульМалик, - факих, поэтому спрашивайте его". Так Абдулла санкционировал АбдульМалика как ученого. Однако АбдульМалик ибн Марван посещал занятия Умм Дарды, и никогда не считал это для себя зазорным.

Более того, он помогал ей. Рассказывают, что когда Умм Дарда достигла очень преклонного возраста, он провожал ее в мечеть, при этом по дороге она облокачивалась на его плечо, а затем, после молитвы, помогал возвратиться в класс, где она преподавала.

Тот факт, что женщины обучали таких мужчин, которые сами по себе уже относились к разряду ученых, подчеркивает статус и уважение к этим женщинам.

В начале 8-го века по Хиджре имя хадисоведа Фатимы бинт Ибрахим ибн Джаухар было широко известно. Именно под ее руководством имамы Джахаби и аль-Субки полностью изучили сборник хадисов аль-Бухари.
В то время она была настолько популярна, что, как только студенты отделения хадисоведения узнали, что, направляясь в хадж, она достигла Мадины, то обратились к ней с просьбой преподавать им в мечети пророка (СААС).

Ибн Рушайд аль-Субки, приехав из Маракеша, так описал один из ее уроков: "Фатима бинт Ибрахим ибн Джаухар сидела перед могилой пророка Мухаммада (СААС), слегка прислоняясь к ней *так как была в преклонном возрасте). Она закончила, подписав бумагу о распространении ее рассказов (ижаза), особенно тех хадисов, которые были переданы в присутствии каждого из студентов". Эта и другие истории наглядно иллюстрируют всем, что женщины могут преподавать в одной из лучших мечетей.

Удивительно, что сейчас в исламском мире идут дебаты, можно ли женщине вообще ходить в мечеть?! Это указывает на наше невежество, незнание исламского наследия и отклонение от практики наших праведных предшественников.

Айша бинт АбдульХади преподавала в величественной мечети Дамаска. Она была отмечена правителем того времени как выдающийся мухаддис (знаток хадисов). Она преподавала по сборнику аль-Бухари и в то время не нашлось ни одного мужчины, знающий этот предмет лучше. Ибн Хаджар аль-Аскалани, признанный одним из лучших мухаддисов, которого не превзошел никто, вплоть до настоящего времени, специально приезжал в Дамаск брать у нее уроки. С ней он изучил более 100 книг.

К сожалению, сегодня очень трудно найти специалиста, знающего хотя бы названия ее книг, не говоря уж о содержании.
Она отличалась редкой проницательностью; ее цепочка передатчиков считается сильнейшей, так как восходит к пророку (СААС). Ни один другой иснад не доходит до пророка Мухаммада (СААС) с подобным или меньшим количеством передатчиков.

Если мы задумаемся над ролью таких женщин, как Хафса (да будет доволен ею Аллах)- хранительница Корана, Айша бинт АбдульХади, сохранившая и точно передавшая хадисы, то не сможем оспаривать факт, что оба основных источника нашей религии дошли до нас благодаря благословенным женщинам.

Фатыма аль-Джуздани, крупнейший ученый из Исфахан, изучила один из величайших сборников хадисов "АльМуджам аль-Кабир", с Абу Бакром ибн Рида, который, в свою очередь, получил знания от автора, ат-Табарани. Эта книга была издана в 37 томах (не закончена). Полностью изучив книгу, Фатыма обучала ей других.

На сегодняшний день не существует ни одного ученого, который изучил хотя бы часть этой книги с учителем. Более того, эта книга по сей день существует в изложении только женщин, так как она была незаслуженно забыта хадисоведами -мужчинами.

Во времена ибн Таймии существовала блестящая плеяда ученых, таких, как имам Джахаби, аль-Миззи, аль-Бирзали, Таджуддин аль-Субки, позднее ибн Касир, ибн аль-Кайим, ибн Насруддин аль-Димишки, Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни. Это был золотой век хадисоведения, когда развитие хадисоведения и преподавания этого предмета достигло апогея. Это были не просто известные ученые, а величайшие общественные реформаторы своего времени.

И жила в то время в Сирии одна женщина, известная своей ученостью, пользовавшаяся уважением и оказывавшая положительное влияние на общество. Она внесла свой вклад в становление общественных реформ в Дамаске и Каире, распространяя добро и удерживая от порицаемого.

Ибн Касир, ученик Ибн Таймия, в своем блестящем историческом труде, "Аль-Бидая уа ан-Нихая" ("Начало и конец"), пишет: "Эта женщина много сделала для общества, призывая к добру и удерживая от дурного, завершив то, что не удалось мужчинам, и сделала больше, чем ученые-мужчины ее времени". Это свидетельство было написано мужчиной, никто не может поставить столь высокую оценку под сомнение, ссылаясь на предвзятость, как результат «женской солидарности», или усомниться в подлинности свидетельства. >Это был золотой век необычайно активных, уверенных и талантливых женщин.

Хишам ибн Урва ибн Зубаир (да будет доволен им Аллах) - учитель имама Малика, Абу Ханифы, Суфьяна аль-Таури, Саида Кахтана, он также известен, как великий мухаддис (хадисовед) своего времени. Самыми его достоверными хадисами, являются те, что переданы от его жены, Фатимы бинт Мунзир; они включены в сборники аль-Бухари и Муслима.

Грустно, что многие мусульмане в современном обществе опасаются жениться на женщинах, которые превосходят в знании их. Мужчины прошлого гордо женились и не считали для себя зазорным учиться у своих знающих супруг.

Один из самых лучших собраний ханафитского фикха – блестящая работа "Бадайя альСаная" имама Касани, чьей женой была Фатима аль-Самаркандия, дочь Аля ут-Ддина Аль-Самарканди. "Бадайя альСаная" является комментарием к книге "Тухфат аль-Фукаха", написанной Аля ут-Дином Аль-Самарканди. Фатима была большим специалистом в области хадисоведения и других религиозных наук.

Ученики имама Касани передают: "Иногда наш учитель оставлял нас, когда не мог найти ответ на какой-нибудь трудный вопрос. Потом он возвращался, чтобы дать исчерпывающий ответ. Позже мы узнали, что он ходил домой, чтобы задать этот трудный вопрос своей жене и послушать ее объяснение". Он зависел от жены в учебном процессе.

Женщинам-ученым разрешалось не только выносить фатвы (религиозные вердикты), но вступать в диспут учеными-мужчинами, если те высказывали иное мнение по данному вопросу. В период раннего ислама подобное положение ни у кого не вызывало сомнений.

Подобное положение хорошо проиллюстрировано в примере с Фатимой ибн Кайис (да будет доволен ею Аллах), заявившей, что мужчине не нужно оказывать поддержку разведенной жене в период идда (прим. пер:трехмесячный срок выжидания после развода, когда брак может быть возобновлен). Свое мнение она основывала на передаче от пророка (СААС).

Несмотря на то, что Умар и другие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) были согласны с этим не согласны, основываясь на своем понимании аята Корана, они не ставили под сомнение ее веру, не стали налагать на нее никаких санкций, и даже не препятствовали ей в передаче хадисов и дальнейшем вынесении фетв.

Данный случай интересен следующим: женщина выдвигала такую точку зрения, которая в результате привела бы к вынесению правила отнюдь не в пользу женщин. Однако она оспаривала мнение мужчин, чье решение, напротив, являлось благоприятным для женщин. Случись подобный инцидент в наше время, он непременно вызвал бы массу жарких споров и дискуссий.

Вышеприведенные истории далеко не исчерпывают все свидетельства того огромного вклада, который внесли женщины в развитие исламских наук.

Читать продолжение статьи: Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2



  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Булуг аль-Марам Достижение цели

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles