Время молитв: Фаджр: 7:04 - Шурук: 8:59 - Зухр: 13:54 - Аср: 16:06 - Магриб: 18:29 - Иша: 20:16 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Музыка в исламе

Вопрос о дозволенности музыки и песнопения в исламе всегда вызывал оживленные дискуссии, а в последнее время споры на эту тему протекают особенно остро, поэтому мы решили подробно осветить существующие положения по этому вопросу, и просим Аллаха Всевышнего, чтобы эта лекция оказалась кому-либо полезной.

Существует широко распространенное мнение о том, что в исламе музыка во всех ее жанрах и проявлениях является запретной (харам). В то же время, некоторые говорят о разрешенности музыки, если она соответствует требованиям Ислама. Кто прав?

К сожалению, «запрещающие» хадисы часто трактуется неграмотно и односторонне. Так что не следует торопиться с выводами, возмущенно крича «Харам!», после прочитанного или услышанного хадиса, и, прежде чем поспешно делать субъективные умозаключения, не имея достаточных знаний, потрудитесь полностью ознакомиться с существующим положением шариата.

Если кто-то считает, что музыка является абсолютным харамом, то это его личное дело и некомпетентность. Сколько людей, столько и мнений.

Разногласия (ихтиляф) по этому вопросу, существовавшее и среди ученых- «салафа», то есть ученых ранних веков ислама, привело к тому, что многие мусульмане заняли крайние (и при том диаметрально противоположные!) позиции, а именно:
1. Любая музыка дозволена, полагают одни, руководствуясь тем, что «Аллах любит приятное, и разрешает приятное»
2. Другие затыкают уши, заслышав любые музыкальные звуки, говоря о «флейте шайтана».

Однако ученые пришли к согласию (иджма) на следующие положения:

  • если песнопение включает в себя запретное (харам) (сквернословие, побуждение к совершению греха и пр.), то это запретно;
    Ведь песня сродни речи, которая может содержать как плохие (бранные) слова, так и хорошие. А любое слово, противоречащее религиозной этике, является запретным. Степень запретности ожесточается, если непристойные слова обретают музыкальное сопровождение, усиливающее их воздействие и способствующее их запоминанию.
  • Дозволены те песнопения, которые являются чистыми по смыслу, не побуждающие к совершению греха, без сопровождения музыкальных инструментов
  • Дозволено песнопение на свадьбах, в праздники и по поводу других радостных событий, при условии, что женщина не является исполнительницей в присутствии посторонних мужчин.

    Тем не менее разногласие ученых (ихтиляфа) существовало по следующему вопросу: Сопровождение песнопений музыкальными инструментами:- дозволено
    - не дозволено
    - желательно- без инструментов
    - музыкальные инструменты избирательно дозволены
    - использование любых инструментов приравнивается к большим грехам (кабаир)

    Давайте рассмотрим существующие доказательства из Корана и сунны а уж затем – обратимся к мнению ученых.

      Основное правило шариата:
      ВСЕ ДОЗВОЛЕНО, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО

    2:29: «Он - тот, который сотворил вам все, что на земле, потом обратился к небу и строил его из семи небес. Он о всякой вещи Знающ!»

    Также существует следующее правило:
      ЗАПРЕТ (тахрим) ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, КОГДА СУЩЕСТВУЕТ ПРЯМОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭТОМУ ЗАПРЕТУ
    Под прямым доказательством понимается следующее:
    I. аят «мухкама», то есть ясный и однозначный;
    II. достоверный хадис (сахих);
    III. иджма (согласие всех ученых).

    Достоверный хадис, в свою очередь, должен отвечать двум условиям:
    1. текст (матн) хадиса содержит ясное указание на запрет, не вызывает разногласий по смыслу, текст понимается однозначно. Такой хадис называется «сарих»;
    2. цепочка передатчиков (иснад) хадиса и текст (мант) также не вызывает разногласий с точки зрения достоверности, принимается однозначно, - это хадис сахих. Если хадис отвечает этим двум условиям, он может приниматься как доказательство на запрет (тахрим) чего-либо.

    В Книге Всевышнего указывается на то, что запретное уже досконально разъяснено: «И что с вами, что вы не едите того, над чем помянуто имя Аллаха, когда Он уже разъяснил вам, что вам запрещено, если вы к этому не будете приневолены? А ведь многие сходят с пути своими страстями без всякого знания. Поистине, твой Господь лучше знает действующих несправедливо!» (6:119)
    Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Что разрешил Аллах в Своей Книге, это является дозволенным (халяль), а что запретил- то запрещено, и на что промолчал- это уступка вам, так что примите от Аллаха Его уступки, (и он прочел следующий аят): «Нисходим мы только по повелению Господа твоего, Ему принадлежит то, что пред нами и что позади нас и что между этим. Господь твой не забывчив!» (19:64) (приводит Аль Хаким в «Муснад», от Абу Дарда, а также аль Баззар, достоверный).

    Наш пророк (СААС) также сказал: «Поистине, Аллах наложил некоторые обязанности, соблюдайте их, и о некоторых вещах Он умолчал из-за милосердия, не из-за забвения, так что не спрашивайте об этом» (приводит ад-Даракутни от Абу-Таляба аль-Хашани, а также Аль Хафиз Абу Бакр ас-Самани в «Аль Ама’али» и имам ан-Навави в сборнике «40 хадисов»).

    Далее по теме мы будем придерживаться следующего плана:
    I. Рассмотрение доказательств на запрет («тахрим»)
    II. Рассмотрение доказательств на разрешенность («тахлиль»)
    III Мнения ученых
    Мы будем опираться на мнения тех ученых, которые занимались доскональным изучением этого вопроса и выделяли его в отдельный раздел, это, в первую очередь аш-Шаукани<1>, имам аль Газали<2> и ибн Хазм<3>. Мы намеренно опираемся на работы ученых –«салафа», ранних веков ислама, так как они ближе к пророку (СААС) и сподвижникам, чем современные ученые.

    Доказательства запрета Подробнеее можно с ними ознакомиться, кликнув вот сюда....

    В первой части мы рассматривали доказательства, приводимые в пользу запретности.
    Итак, ученые отвергли все доказательства на запретность («тахрим»), следовательно, раз нет запрета, то положение разрешенности сохраняется автоматически, даже если нет на то доказательств. Если же такое доказательство имеется, и оно достоверно, тогда, тем более, это- прямое разрешение.

    А как быть в том случае, если, помимо прямых и достоверных доказательств дозволенности, добавить еще и цели ислама, мудрость этой религии, понимание ее сути и особенности, и все это положить на одну чашу весов?

    Доказательства дозволенности. Подробнеее можно с ними ознакомиться, кликнув вот сюда...

    Ученые, разрешающие песнопения (аш-Шаукани, имам аль-Газали, ибн Хазм , Ибн аль-Араби, Ибн ан-Нахви и др.), приводят многочисленные доказательства, что сподвижники и последователи слушали и песнопения, и музыку, а они являются примером для всех мусульман.

    Кроме того, вопрос следует рассмотреть исходя из понимания общих основ ислама, особенностей этой религии.
    Песня всегда, во все времена являлась эмоциональным выражением человека, реакцией на радостное событие; она создает радостное настроение и является естественной его потребностью.

    А разве ислам идет вразрез с естественными человеческими потребностями (если они не греховны)? Разве ислам запрещает дозволенные наслаждения?

    Принцип ислама заключается в следующем:
    Аллах запретил дурное, и разрешил приятное.

    Запрет распространяется лишь на то, что влечет за собой вредные последствия, то же, что приносит пользу- разрешено. 5: 4: «Они спрашивают тебя: что им дозволено? Скажи: "Дозволено вам приятное...»

    Некоторые люди полагают, что ислам состоит из одних запретов, - это глубокое заблуждение!
    Обилие запретов относилось к религии бани Исраил, это им были запрещены некоторые дозволенные блага, в качестве наказания: «И вот, за несправедливость тех, которые исповедуют иудейство, Мы запретили им блага, которые были им разрешены, и за отвращение ими многих от пути Аллаха, и за то, что они брали рост, хотя это было им запрещено, и пожирали имущество людей попусту, Мы и приготовили неверным из них мучительное наказание» (4:160, 161).

    Однако посланник Аллаха (СААС) пришел к людям с облегчением, об этом сказано и в других Книгах:
    7:157 « которые следуют за посланником, пророком, простецом, которого они находят записанным у них в Торе и Евангелии, который побуждает их к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает им блага и запрещает им мерзости, снимает с них бремя и оковы, которые были на них, - вот те, которые уверовали в него, и поддерживали его, и помогали ему, и последовали за светом, который ниспослан с ним, это - те, которые имеют успех!"

    Верующий не может разрешить то, что запретил Аллах, равно как и наоборот- запретить дозволенное Аллахом, даже с самыми хорошими намерениями, оба эти действия являются тяжким грехом, ведущим к куфру (неверию).

    10:58,59: «Скажи: "По благости Аллаха и по Его милости", - этому пусть они радуются. Это лучше того, что они собирают. Скажи: "Видели ли вы то, что ниспослал вам Аллах из пропитания, а вы сделали из него запретное и дозволенное?" Скажи: "Аллах ли разрешил вам это, или вы измышляете на Аллаха ложь?"

    6:140:«В убытке - те, которые убили своих детей по глупости, без знания, и запретили то, что даровал им Аллах, измышляя на Аллаха. Сбились они с пути и не оказались идущими прямо!»

    Любовь к песне существовала всегда, у всех народов во все времена, это врожденная склонность и потребность человека в музыкальном самовыражении; чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать, как ребенок реагирует на музыку. «Тот, кто не реагирует на музыку- либо душевно больной, либо страдает от излишней суровости» (имам аль Газани, «Ихья»)

    Ислам выступает не против человеческих инстинктов, ни в коем случае не отрицает и не подавляет их, а лишь направляет в нужное русло таким образом, чтобы любое естественное проявление возвышало и облагораживало человека.

    Шейху-ль-ислам Ибн Теймия сказал: «Поистине, пророки были ниспосланы, чтобы сохранить естество человека, а не отрицать и не изменять его»

    Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, однажды пригласил меня посмотреть, как эфиопы играют копьями в мечети. Он скрывал меня за своей спиной, и я смотрела, пока не устала. ‘Умар принялся ругать их, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оставь их! Играйте спокойно, о сыны Арфиды!» (Бухари, Муслим). А ведь это действие было чистым развлечением! («лягва»).

    Али ибн Аби Талиб говорил: «Дайте отдых вашим сердцам каждый час* после труда, поистине, когда сердце принуждают, оно слепнет». (*Под арабским словом «час» в понимается не астрономический час, а некий промежуток времени) .
    Он также говорил: « Сердце устает, как тело, так что принимайте для него мудрые развлечения».(см. имам аль Газали, «Ихья», стр-1152-1153, где разговор идет о духе ислама).

    III. Кто же те ученые, считающие песнопения разрешенными? Подробнеее можно прочесть, кликнув вот сюда...

    Следующие передатчики:
    Аль- Маварди передал высказывания некоторых шафиитов касательно разрешения уда;
    а также ибн Тахир приводил высказывания Абу Исхака аш –Ширази, и то же приводил аль-Аснави в его книге «Аль Мухиммат»-подтверждая сказанное об аль Маварди и ар-Раваяни, а также ибн Нахви в «Аль Умда»- об Абу Мансуре; аль Адфави, Ибн аль Араби, султану-ль-уляма- Аль Изза ибн Абда-Ссалям,- все передают, что можно слушать песнопения в сопровождении музыкальных инструментов.

    Ибн Нахви в «Аль Умда»: «… и пели песни, и слушала их группа из последователей, и передали песню от группы сподвижников и последователей…» Далее указываются следующие сподвижники, которые сами пели и слушали... подробнеее...

    Каковы же, в таком случае, причины появления запрета, и когда он появился?
    Из всего приведенного выше материала очевидно, что этот запрет (особенно- на музыкальные инструменты) столь явно и категорично появился у поздних ученых.
    Причины:
    1) В фикхе существует принцип «аль ахват»-الاحوت , букв: “самое осторожное, или безопасное, то есть- принятие самого осторожного решения, чтобы обезопасить себя от греха;
    а также – «аль айсар» الايسر , “самое легкое”.

    И здесь есть разногласия ученых касательно того, в каком случае какому из этих принципов следует отдать предпочтение.

    Обращаясь к истории фикха, легко прослеживается тенденция более легкого отношения ученых раннего ислама по сравнению с последующими ко всем вопросам, не только к музыке,- запретов было гораздо меньше.

    Что же изменилось, что случилось потом?
    Настало другое время, изменилась ситуация в мире: исламское общество стало доступным и открытым для других народов и цивилизаций, стало заметно ощущаться влияние иных философий и чуждого исламу менталитета. И ученые, опасаясь за религию, и стремясь защитить ее, применили принцип “садду зара’и’а» - سدّ الذرائع - «устранить причину», а также принцип «аль ахват»-الاحوت., обычно применяемые в отношении тяжких грехов, “аль кабаир”.

    2). Допущение слабых хадисов в далилях (доказательствах)
    Некоторые “поздние” ученые, зная о существовании огромного количства слабых хадисов на одну тему, “попали под их влияние”, и стали брать эти слабые хадисы в доказателства. Они были столь увлечены самой темой, что даже не проверяли эти хадисы, принимая решение не разумом, а душой, исходя из желания максимально обезопасить ситуацию Эти ученые исходили из того, что большое количество слабых хадисов “поддерживает” и “усиливает” друг друга, или- “нет дыма без огня”.

    3) Давление реальности
    Реальная ситуация в обществе становилась все более развратна, появились песни с музыкальным сопровождением, по содержанию и форме исполнения представлявшие собой разврат в чистом виде . И эта тенденция прогрессировала. Так, ибн Теймия, наложил запрет на музыку суффиев, которые стали подменять ею поклонение. Некоторые суфийские братства стали устраивать собрания в мечетях, с музыкой и танцами, где было и вино, считая, что все это способствует поднятию духовности. Тогда ученик ибн Теймии, ибн Кайим аль Джаузия собрал и привел в работе “Игасу аль Лафан”(“Спасение жаждущего”) множество слабых хадисов, чтобы запретить музыку.. Однако тот же ибн Теймия в “Аль Фатауи”говорит: “Можно петь, чтобы развлекаться, для отдыха и расслабления”.

    Конец правления каждой династии (Омейядов, Аббасидов) сопровождался обстановкой необычайного упадка нравственности- во дворцах стало обычным появление певиц, танцовщиц, музыки, и такие обычаи стал копировать простой народ. И тогда, чтобы препятствовать распространению разврата, ученые применили принцип “аль ахват”, их запрет стал естественной реакцией на ситуацию. Схожую ситуацию можно наблюдать и сейчас: повсеместное распространение шоу-бизнеса, эстрады, разврата и падения нравственности.

    Аль Газали не придерживался какого-либо мазхаба, в своей книге “Ихья Улюма-д-Дин” он сделал несколько ограничений:
    “то, что делает музыку запретной”- он исключает струнные и духовые инструменты и оставляет ударные. Почему? Он указывает: “Это- их инструменты (то есть развратных людей)! Надо отличаться от них!” Однако это является его фетвой, это его личное мнение, как ученого, и доказательств он не приводит.

    Ограничения следующие:
    1) нарушение основ религии (акыды), восхваление греха;
    2) “слова, в которых есть разврат”- например, описание женщины, ее внешности, особенно, если речь идет о какой-то конкретной женщине;
    3) для каждой категории слушателей музыки- свои ограничения ( для молодых людей- одни, для женщин- другие);
    4) превращение пения в навязчивость, когда происходит замена важных дел (религия, работа, учеба) музыкой и пением;
    5) если женщина поет среди мужчин, и это становится причиной искушения (фитны); если она вызывает искушение, даже когда на нее смотрят.

    То есть, речь не о запретности самой музыки как таковой, а музыки в совокупности с окружающей обстановкой и эффектом ее воздействия.

    Все перечисленные выше условия как раз и превращают дозволенное в запретное.
    Так, если женщина вообще не поет, даже рта не открывает, но стоит перед всеми “на показ”,- то это искушение.

    Что же касается запрета музыкальных инструментов у аль-Газали, то он, указывая на причину запретности, говорит: “из-за трех:
    1) призывают к хамру (т.е алкоголю);
    2) стали чертой, присущей хамру и разврату;
    3) собирает людей в развратной обстановке, напоминает о временах невежества (джахилии).
    Если этих причин нет- то нет и запрета.

    Вахб аз-Зухайли : «Поистине, народные песни, призывающие к благородству и усердности, не могут быть запретными при условии раздельного пребывания мужчин и женщин, при соблюдении определенных норм во внешнем виде женщин (покрытие всех частей тела, кроме лица и кистей рук). Что же касается песен, побуждающих к греховному и низменному, то нет сомнений в их запретности. Даже те, кто считает пение разрешенным, согласны с последним». (Аз-Зухайли «Аль-фикху-ль-ислами ва адиллятуху» в 11 т., Т. 4, с. 2665)

    Кроме мест разврата, где всегда звучали песни (ночные клубы, и т.д.), существовала и другая альтернатива-Из истории песнопений в жизни мусульман... подробнее...

    Искусство песнопение всегда присутствовало во свех сферах жизни мусульман, в религии и в быту, в радости и в печали, при этом они упомниали имя Аллаха, воспевали духовные ценности и нравственные качества, песнопения являлись их самовыражением, способствовали слиянию духовного и материального начала.
    Все описанные выше виды песнопений всегда существовали в Шаме, в Йемене, Египте, в Магрибе и в Ираке.
    И никто из ученых им этого не запрещал.

    Так, аль-Факхани писал: «Я не видел ни в Священном Коране, ни в достоверной сунне Пророка запрета на музыкальные инструменты (развлечения, забавы, игры). Поистине, люди додумывают из общего смысла слов, а категоричных аргументов тому нет».

    В реальной жизни мусульман запрет на песнопения налагался в двух случаях:
    1) присутствие слов разврата, харама;
    2) во время оплакивания умершего.

    Несколько условий ограничений песнопения:

    1. Тема должна быть дозволенной, «халяль».
    Не превознесение какого-либо греха (напр., несправедливость друг к другу, курение и пр.), не противоречащая исламу, не нарушающая основы единобожия, не вызывающая сомнения в основах вероучения (акыде);

    2. Форма исполнения- не должна быть соблазнительной;

    3. Учет обстановки исполнения- нет запретного (мужчины и женщины не находятся близко друг к другу, и пр.) нет соблазна;

    4. Вопрос чрезмерности – затраченного на это времени, средств и пр., т.е. «исрафа»:
    Пророк (СААС) говорил: «Разумный человек делает дело только ради 3: для заработка, для будущей жизни (ахиры), для наслаждения без харама» Развлечение не за счет чего-то более серьезного в жизни, семейных и общественных обязанностей, и конечно, не за счет религиозных обязанностей. Так, если темой песни является любовь, и в словах самих по себе нет ничего недозволенного, но эти слова и сама тема, за счет многократного повторения, становится доминантой слушающего. 5. «Каждый является факихом своего нафса».
    Имам Малик говорил: «Спроси свое сердце, даже если тебе все дают фатву». Если появилось в твоей душе чувство: «это- что- то не то…»,- оставь! Посланник Аллаха (СААС) на вопрос «Что такое грех?» отвечал: «Это то, что ты скрываешь и не хочешь, чтобы об этом узнали люди».

    Следует хорошо усвоить следующее правило, и пусть оно будем являться предупреждением:
      НЕЛЬЗЯ ОТНОСИТЬСЯ НЕСЕРЬЕЗНО К ВОПРОСУ ЗАПРЕТА, ДОПУСКАЯ АПРИОРНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ ТИПА:
      "ЕСЛИ ЗАПРЕТ- ТО ЭТО ХОРОШО, ЕСЛИ РАЗРЕШЕНИЕ- ЭТО ПЛОХО".

    Особенно это касается тех людей, которые получили некоторые религиозные знания. Откуда они их получили, из какого источника, достаточно ли он надежен? Вышли на какой-то сайт? От кого-то услышали? И затем они призывают других к категоричности, не обращая внимания на доказательства, отмахиваясь, - мы их призываем бояться Аллаха, когда они отвечают на вопросы, так как менее грамотные и начитанные люди воспринимают их как ученых; а в действительности же они получили лишь какой-то процент знания.

    Не нужно быть категоричными, надо почаще говорить: «Аллаху алим»,- «Аллах лучше знает».

    Давайте посмотрим, как наши «салафи», праведные предки, относились к вопросу «халяля» и «харама»:
    Имам Малик говорил: «Самый трудный и мучительный момент- когда меня спрашивают, халяль это или харам,- как будто смерть наступила, и я стою на месте Аллаха, и я запрещаю или разрешаю людям. И меня удивляет наше время, когда люди любят давать фатву. Поистине, Омар и Али собирали большое количество людей, чтобы решить вопрос, и сами не отвечали, и никогда категорично не отвечали, а говорили: «Я думаю так, и не люблю так», но никому не говорили слова «харам», «халяль», так как понимали, что это- большая ответственность».

    В Коране сказано: (10: 59) «Скажи: "Видели ли вы то, что ниспослал вам Аллах из пропитания, а вы сделали из него запретное и дозволенное?" Скажи: "Аллах ли разрешил вам это, или вы измышляете на Аллаха ложь?"

    Имам аш-Шафии в книге «Аль Умм» приводит слова имама Абу Юсуфа, ученика Абу Ханифы: «Я говорю, как наши машаихи, которые не любили говорить «халяль», «харам», а только, когда есть прямое доказательство, без тафсира (мухкам), и отвечали другими словами: «так- лучше», «так- не надо».

    И также передал Ибрагим ан-Наха и рассказ о своих учителях: «Они, когда делали фатву, говорили: «макрух», или «неплохо», так они считали очень страшным сказать «халяль» или «харам».

    Ибну Са’иб передал слова ар-Раби’а ибну Хейсама ( последний считался самым выдающимся из последователей): «Будьте осторожны! Не говорите «Аллах разрешил» или «Аллах запретил», а то Аллах в Судный День скажет: «Ты врешь!»

    В данной статье приводились и цитировались следующие ученые и их работы:
    <1> аш-Шаукани, «Найлу- ль-Аутар», (Т. 8, с. 106) в разделе «Ас-Сама а», и отдельно выделил книгу: «Отвержение иджма запрета музыки».
    <2> Имам аль- Газали «Ихья улюм ад-Дин» «Оживление религии»
    <3> Ибн Хазым, «Аль Мухалля»
    <4> Аль Хафиз ибну Аль Араби, «Аль Ахкам»
    <5> Ибн Нахви, «Аль Умдату-ль Ахкам» («Сборник правил»)
    <7> Аль Хафиз аль –Ираки, «Проверка хадисов из книги аль- Газали «Ихья улюм ад-Дин»
    <8> Хафиз ибн Хаджар, «Таглику ат-Талик»- «Закрыть непрерывность
    »

    Текст статьи согласован и одобрен Наилем Тугушевым, выпускником университета г.Мадина.

    А также советуем прочитать:

  • Мнение 4 имамов по вопросу музыки и песнопений



    Комментарии
    1. bonucci 2011-06-06 16:03:00

    Аммаляму алейкум!Уважаемые братья,прочел статью внимательно.А теперь посмотрите,пожалуйста,на комментарий к статье о музыке здесь на сайте некой сестры Айшули.Поймите опасность таких статей.Еще нигде от апологетов музыки(сколько не просил)не получил хоть один довод на разрешение музыки от праведных предшественников первых трех поколений С ДОСТОВЕРНЫМ ИСНАДОМ;если знаете такое,то привидите,пожалуйста.

    2. Абу Касим 2010-11-17 17:56:00

    1) Всевышний Аллах говорит: «Среди людей есть такие, кто покупает ложь, чтобы сбить (людей) с пути Аллаха, и насмехается над религией. Им уготовано унизительное наказание» 6. Великий сподвижник Абдулла ибн Масуд , поясняет, что означает в этом аяте «ложь»: «Клянусь Аллахом, здесь речь идёт о музыке». Имам Ибн Аби Шайба передаёт свою версию хадиса, согласно которой он (Ибн Масуд) сказал: «Клянусь Тем, помимо Кого, нет другого Господа, что здесь говорится о пении» 8. Великий с

    Дорогой брат,
    1.Твой комментарий прервался, т.к. ограничен программой на 200 знаков.
    2. Ты невнимательно прочел статью, где все приводимые тобой далили подробно разобраны исламскими учеными (не нами!) Читай:
    Доказательства запрета Подробнеее можно с ними ознакомиться, кликнув вот сюда....

    3. Айшуля=) 2010-11-06 01:19:00

    Джазак Аллаху хайран составителю этой самой понятнейшей из понятных статей!Я все поняла!И остальным желаю того же!Особенно понравилось это Имам Малик говорил: «Спроси свое сердце, даже если тебе все дают фатву».Поистине сердце подсказывало мне,что все именно так как Вы здесь написали и подтвердили!

    4. Алтынай 2009-07-08 01:22:00

    Музыка- это сомнительное. А что говорил Пророк, да приветствует его Аллах и приветствует, оберегайтесь сомнительного.Оберегайтесь сомнительного!

    5. muslim 2008-12-21 18:12:00

    Ясным и однозначным доказательством из Корана о запретности музыки
    и песен является известный аят, но в котором почему-то приверженцы
    своих страстей не видят доказательства: «Среди людей есть такой,
    который покупает праздные речи,
    чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания,
    и издевается над этим. Таким уготованы унизительные мучения» (31: 6).
    Когда Ибн Мас’уда, сподвижника пророка (мир ему и благословение Аллаха),
    спросили о словах Всевышнего «праздные речи», он сказал: “Кля..
    Ответ:Для начала- ассалам алейкум!
    возникает вопрос ,читали ли вы эту статью и объяснение этого аята ?
    Мы не считаем ибн Хазма приверженцем его страсти!
    совет -читать тафсир этого аята,чтобы не быть
    приверженцем обзывания людей.

    6. Абдуллах 2007-05-30 12:00:00

    Ассаламу алайкум! Хочу сказать темы вызатрагиваете интересные и важные. Но когда начинаешь читать фатву о разрешенности чего либо, начинаешь верить в это, и это продолжается до тех пор, пока не прочтешь о запрете. Вот и мучаются современные мусульмане. Вот прочел в теме и когда дошел до "В первой части мы рассматривали доказательства, приводимые в пользу запретности. Итак, ученые отвергли все доказательства на запретность («тахрим»), следовательно, раз нет запрета, то положение разрешенности сохраняется автоматически, даже если нет на то доказательств. Если же такое доказательство имеется, и оно достоверно, тогда, тем более, это- прямое разрешение." Начинаешь окончательно верить что авторы на истине, но все это рушится и появляются сомнения, когда авторы начинают противоречить в других фатвах, как например, в теме "о курении", приведу цитату "К сожалению, многие мусульмане сегодняшнего дня, либо не понимают значения запрета курения в Исламе, либо не хотят понимать. Но почему же люди начинают курить? Психологи пришли к мнению, что курение..." Ведь две эти цитаты противоречат. Как можно противоречить самому себе меняя подходы от вопроса к вопросу? Растолкуйте пожалуйста, быть может Аллах избавит меня от сомнений с вашей помощью!!!

    Ассалам аллайкум! Ва алейкум ас салям ва рахмату-Ллахи ва баракату, брат.
    Суть в том, что к вопросу дозволенности- запретности можно подходить двояко: с точки зрения юридической (шариата), и общеисламской этики.
    И в вопросе о музыки, и в вопросе о курении, мы приводим лишь одно из существующих мнений, настаивая лишь на том, что это мнение имеет такое же право на существование, как и другое.
    Тема музыки разбиралась с юридической точки зрения, другая- как увещевание, с точки зрения вреда здоровью. Что касается курения, то вопрос не рассматривается подробно, однако следует заметить, что по этому поводу есть расхождения ученых: считать харам или макрух.
    Необходимо также учитывать уместность того или иного действия, пусть даже дозволенного, с точки зрения этики.

    7. Ali Yashukov 2007-05-10 18:06:00

    Ассалям алейкум. Почему вы используете далили на разрешённость пения в отношении музыки? А что сказали Абу Ханифа, Шафии, Малик, Ахмад бин Ханбал про музыку, а не песнопение ? А что сказал сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует ? Али.

    Ва алейкум ассалям. Дорогой брат, ответ на твой вопрос размещен здесь: Отношения к музыке 4-х имамов и другое

  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Булуг аль-Марам Достижение цели

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2014
Design: a-styles