Время молитв: Фаджр: 5:54 - Шурук: 7:53 - Зухр: 14:00 - Аср: 16:50 - Магриб: 19:48 - Иша: 21:30 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2

Продолжаем рассказ о роле женщин в развитии науки хадисоведения.

Уже упоминались имена мусульманок-ученых, которым современное поколение мусульман многим обязано. Они, наряду с учеными-мужчинами, сберегли, сохранили, передали и донесли до нас наследие пророка (СААС). Вспомним еще раз их имена:

Первое поколение:
Духовные матери правоверных, среди который особенно отличились в передаче хадисов: Хадиджа бинт Хувайлид,Айша бинт Аби Бакр,Умм Хабиба, Хафса, хранительница Корана<(да будет доволен ими Аллах); а также:
Рабийя бинт Муавиз бин Афра, одна из известнейших передатчиц хадисов. Ее учеником был Абдулла ибн Аббас;
Амра бинт Абдульрахман- факих и мухаддис
Хафса, дочь ибн Сирина (5),
Умм Дарда Младшая (ум.81г.Х/700г)- получила иджазу от Ийяса ибн Муавии, величайшего ученого своего времени и непревзойденного кади. Он называет ее крупнейшим авторитетом в области хадисоведения, наравне с аль Хасан аль Басри и Ибн Сирином (6).

Амра бинт Абдурахман - высочайший авторитет, специализировалась на хадисах от Айши, в числе ее учеников были Абу Бакр ибн Хазм, прославленный кади Мадины. По специальному указу халифа Умара ибн Абдель Азиза все ее пересказы были записаны в специальную книгу (7).



Поколение последователей:

В этой блестящей плеяде множество других имен:
Абида аль-Маданийя, Абда бинт Бишр, Умм Умарат-Такафийя, Зейнаб, внучка Али ибн Абдуллы ибн Аббаса, Нафиса бинт аль Хасан ибн Зийяд, Хадиджа Умм Мухамаад, Абда бинт Абдурахман, и множество других женщин,- все один читали публичные лекции по хадисам.

Эти знаменитые женщины-ученые имели разное происхождение, что еще раз доказывает, что ни пол, ни происхождение не имеют никакого значения, не являются препятствием в подъеме по лестнице исламского знания.

Например, Абида в начале своей жизни была рабыней Мухаммада ибн Йазида, училась у учителей в Мадине и выучила очень большое количество хадисов. Ее хозяин отдал ее Хабибу Даххун, крупнейшему хадисоведу. Испании. Грамотность и знания Абиды настолько поразили и удивили ее хозяина, что он освободил ее, женился на ней и взял с собой в Андалузию. Сообщается, что она передала 10000 хадисов от мадинских учителей.(8)

Другим противоположным примером является Зейнаб бинт Сулейман (ум.142 г.Х/759), принцесса по рождению. Ее отец был двоюродным братом ас-Саффана, основателя аббасидской династии, правитель Басры, Омана и Бахрейна в период правления халифа аль-Мансура9. Зейнаб, получившая блестящее образование, достигла очень высокого уровня в знании хадисов и имела репутацию одной из самых выдающихся женщин-хадисоведов своего времени. Среди ее учеников насчитывалось большое количество мужчин. (10.)

Собирание и изучение хадисов
Работу по обрабатыванию хадисов продолжалась и после того, как крупнейшие антологии хадисов уже были составлены, в этой области трудились как мужчины, так и женщины-ученые.

Анализ текстов показывает, что все крупнейшие собиратели хадисов раннего периода получили множество хадисов от женщин. Каждый из основных сборников содержит множество имен женщин- прямых передатчиков и непосредственных авторитетов автора сборника. Когда же работа по собиранию хадисов была завершена, женщины- ученые осуществляли контроль над этими сборниками, читали публичные лекции и давали иджазу (разрешение на передачу хадисов или сборника хадисов) своим ученикам- мужчинам.

4 век Хиджы знаменателен именами следующих крупнейших ученых женщин: Фатима бинт Абдуррахман (ум.312г.Х/924), известная своим благочестием и получившая прозвище ас-Суфийя, Фатима, внучка Абу Дауда; Амат аль-Уахид (ум.377г.Х/987г.), дочь выдающегося юриста (факиха) аль-Мухамили; Умм аль-Фат Амат аль-Салам, дочь судьи Абу Бакра Ахмада (ум.350г.Х./961); Джумуа бинт Ахмад и многими другими.

Аудитории, где они преподавали, были всегда полны почтительными учениками (11).
Исламская традиция женского хадисоведения продолжилась и в 5, и в 6 веках Хиджры. Фатиму бинт аль-Хасан ибн Али ибн ад-Даккак ал-Кушайри почитали не только за ее благочестие и искусность каллиграфа, а также за блестящее знание хадисов. Ее иснады (цепочка передатчиков хадиса) всегда отличались достоверностью (12 ).

Еще более известной была Карима аль-Марвазия (ум. 463г.Х/1070), считавшаяся лучшим знатоком хадисов аль-Бухари своего времени. Абу Зарр из Герата, один из ведущих ученых своего времени, придавал такое огромное значение ее знаниям, что советовал своим студентам изучать «Сахих» только под ее руководством. Таким образом, она является одной из ключевых фигур в передаче основных исламских текстов13. В подтверждение этому, известный исследователь- исламовед Голдзихер(14), пишет: «Ее имя встречается удивительно часто, как дающего иджазу для передачи текстов этой книги». (т.есть «Сахих»)

Среди ее студентов были аль-Хатиб аль-Багдади (15) и аль-Хумайди (16) (428г.Х/1036- 488г.Х/1095).
Кроме Каримы, множество имен других женщин- хадисоведов также занимают почетное место в истории передачи текстов «Сахих»(17). Среди них следует особенно отметить Фатыму бинт Мухаммад (ум.539 г.Х./1144), Шахду- «Писательницу» (ум.574 г. Х./1178) и Ситт аль-Вузара бинт Умар (ум.716г.Х./1316)(18). Фатима передала книгу великого хадисоведа Саида аль-Аийяр, она получила титул «муснидат Исфахана» - крупнейший авторитет по хадисам города Исфахан.

Шахда была известным каллиграфом и ученым с прекрасной репутацией; биографы описывают ее как «каллиграфа, крупнейший авторитет по хадисам, гордость всех женщин». Ее прадедушка занимался продажей игл, у него даже была кунья (прозвище) «аль-Ибри» (продавец игл). Но ее отец, Абу Наср (ум.506 г.Х/1112) увлекался хадисами и изучил их с несколькими преподавателями19. Следуя сунне (путь и наставления пророка, СААС) он дал дочери прекрасное образование, надеясь, что она будет в дальнейшем изучать хадисы у известных преподавателей.

Она вышла замуж за Али ибн Мухаммада, известного человека, занимавшегося литературой, который позднее стал помощником халифа аль-Муктади, организовал учебное заведение и суфийский орден. Его жена, однако, была более популярной фигурой того времени, благодаря своим знаниям в области хадисоведения, отличаясь качеством иснадов(20). Ее лекции по «Сахих" Бухари и другим книгам хадисов пользовались таким успехом, что аудитория всегда была переполнена, а быть среди ее учеников считалось столь престижно, что некоторые люди ложно причисляли себя к ним (21).

Крупным знатоком хадисов аль-Бухари своего времени также считается Ситт аль-Вузара, которая кроме того, являлась еще и специалистом мусульманского права. Ситт читала лекции по хадисам Бухари и другим сборникам в Дамаске и Египте (22). Она была удостоена титула "муснида" (величайший авторитет по хадисам).

«Сахих» также преподавала Умм аль-Хайр Аматил-Халик (811г.Х/1408- 911г.Х./1505), которую считают последним крупнейшим хадисоведом Хиджаза (23). Другим известным авторитетом в этой области являлась Айша бинт Абдуль-Хади (24). Кроме перечисленных имен ученых мусульманок, специализировавшихся на «Сахих» Бухари, были и женщины-ученые, занимавшиеся экспертизой других сборников хадисов. Умм аль-Хайр Фатима бинт Али (ум.532/1137) и Фатима аш-Шахразурийя преподавали по «Сахих» Муслима (Ибн аль-Имад IV:100). Фатима аль-Джаузданийя (ум.524 г.Х./1129) передала своим студентам три «Муджам» ат-Табарани (Ибн Салим, 16).

Лекции Зейнаб Харран (ум.68 г.Х./1289) также собирали многочисленную аудиторию. Она преподавала «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, самую большую коллекцию хадисов (Ибн Салим,28f).

Джувайрийя бинт Умар (ум.783г.Х./1381), а также Зейнаб бинт Ахмад ибн Умар (ум.722г.Х./1322), которая путешествовала повсюду в поисках знаний по хадисоведению, и читала лекции в Египте и в Мадине, передав студентам сборники ад-Дарими и Абда ибн Хумайда. Сообщается, что ученики приезжали издалека только для того, чтобы прослушать ее курс лекций. (Ибн Аль-Имад VI:56).

Зейнаб бинт Ахмад (ум.740 г.Х./1339), известная как Бинт аль-Камаль, приобрела «верблюжий груз» дипломов, она преподавала по «Муснаду» Абу Ханифы, «Шамаиль» ат-Тирмизи, «Шарх Маани аль-Атар» ат-Тахави, причем последний она выучила от другой женщины-ученого, Аджиба бинт Абу Бакр (ум.740г.Х./1339).(Ибн Аль Имад VI:126; Ибн Салим 14, 18; Аль- Умари 73).

Великий географ и путешественник, Ибн Батута, будучи в Дамаске, изучал хадисы с Зейнаб бинт Ахмад и другими женщинами- учеными. (Ибн Батута, 253).
Известный историк Дамаска Ибн Асакир, рассказывал, что он обучался у более 200 мужчин и 80 женщин, но иджаза (сертификат о знании определенного количества хадисов, или какого-либо сборника, право на преподавание этих хадисов) он получил от Зейнаб бинт Абдуррахман на «Муватта» имама Малика (Йякут, «Муджам аль-Бульдан», V:140f).

Джалаль ад-Дин ас-Суйюти изучил «Рисаля» имама аш-Шафии с Хаджарь бинт Мухаммад (Йякут, «Муджам аль-Удаба», 17f). Афиф ад-Дин Джунайд, ученый 9 века по Хиджре, прочел «Сунан» ад-Дарими с Фатымой бинт Ахмад ибн Касым.

Другим очень важным ученым своего времени считается Зейнаб бинт аш-Шари (ум.615 г.Х/1218). Она изучила хадисы под руководством известных ученых своего времени, а потом, в свою очередь, преподавала студентам, многие из которых достигли больших успехов, включая Ибн Халликана, автора известного биографического словаря «Уафайят аль-‘Аван» (Ибн Халликан, 250).

Еще одно имя ученого- Карима Сирийская (ум.641г.Х./1218), которую биографы называют крупнейшим хадисоведом Сирии своего времени. Она преподавала по хадисам разных ученых. (Ибн Аль-Амад V: 212, 404).

Ибн Хаджар в своей работе «Ад-Дурар аль-Карима» приводит краткие биографические сведения о 170 известных женщинах 8 века, в большинстве они являлись хадисоведами, и у многих из них учился сам автор. Многие из этих женщин признаны великими личностями своего времени.

Например, Джувайрийя бинт Ахмад, имя которой уже упоминалось, изучила несколько сборников хадисов, обучалась как у мужчин, так и у женщин, преподававших в известных вузах, а впоследствии уже сама преподавала исламские дисциплины. «Некоторые из моих собственных учителей, и многие мои современники посещали ее занятия», - говорит Ибн Хаджар (Ибн Хаджар I, № 1472).

Некоторое время ибн Хаджар обучался у Айши бинт Абдуль-Хади (723-816), известнейшего блестящего хадисоведа своего времени; многие студенты, в поисках знания, проделывали очень долгий путь, приезжали из самых отдаленных уголков, лишь бы получить от нее знание религии (Ибн Аль-Амад VIII: 120f).

Ситт аль-Араб (ум.760 г.Х./1358) была учителем хорошо известного хадисоведа Аль-Ираки (ум.742 г.Х/1341) и многих других, получивших большую часть своего знания от нее (ибн аль-Имад, VI, 208).

Дакика бинт Муршид (ум. 746г.Х./1345) - другая женщина-хадисовед, получила свои знания от многих других женщин- учителей.

Информация о женщинах-хадисоведах 9 века дана в книге «ад-Дау-аль-Лами» Мухаммада ибн Абдуррахмана ас-Сахави (830-897/1427-1489), биографическом справочнике известных людей 9 века.

Еще одним источником является труд «Муджам аш-Шуйух» Абдуль-Азиза ибн Умара ибн Фахда (812-871/1409-1466), составленный в 861году и посвященный биографическим данным более 1100 преподавателей, у которых обучался автор, из них больше составляют 130 женщины.

Некоторые из них женщин названы самыми щепетильными, самыми точными учеными своего времени; они обучали многих крупнейших ученых последующего поколения.

Умм Хани Марьям (778-871/1376-1466), например, выучила наизусть Коран, будучи еще ребенком, изучила все исламские науки, которые преподавались в то время – включая теологию, фикх, историю, грамматику, и затем путешествовала в поисках знаний по хадисам, обучалась у лучших хадисоведов своего времени в Каире и Мекке. Она также прославилась как искусный каллиграф, знаток арабского языка, обладала незаурядным поэтическим дарованием, а также была известна своим благочестием (совершила хадж не менее 13 раз).
Ее сын, ставший известным ученым 10 века, относился к ней удивительно благоговейно, стремясь быть всегда рядом, до конца ее жизни. Она преподавала по интенсивной программе в известнейшем университете Каира, и дала иджазу многим ученым. Ибн Фахд изучил несколько работ по хадисам под ее руководством. (ас-Сахауи, XII, № 980).

Ее сирийская последовательница, Бай Хатун (ум.864 г.Х./1459), изучив хадисы с Абу Бакром ал-Миззи и другими хадисоведами, и получив иджаза от многих знатоков хадисов, как от мужчин, так и от женщин, читала лекции по этому предмету в Сирии и Каире. Считалась блестящим преподавателем. (Ас-Сахави, XII, № 58).

Айша бинт Ибрахим (760-842/1358-1438), известная в академических кругах как Ибнат аш-Шарайхи, также изучала хадисы в Дамаске и Каире (и в других вузах), читала курс лекций, которые стремились посещать выдающиеся ученые того времени (ас-Сахави XII, 450).
Умм аль-Хайр, Саида Мекки (ум.850г.Х./1446) получила знания по хадисам от многих видных ученых в различных городах, и впоследствии сама приобрела репутацию ученого (ас-Сахави XII, 901).

Может показаться, что, начиная с 10 века по хиджре, роль женщин в хадисоведении и других исламских науках несколько меркнет. Но это не так. Такие книги, как «ан-Нур ас-Сафир» аль-Ядаруса, «Хуласат аль-акбар» аль-Мухибби и «ас-Сухуб аль-Вабилах» Мухаммада ибн Абдуллы (биографические справочники выдающихся личностей 10, 11 и 12 веков по Хиджре), содержат имена большого количества женщин – хадисоведов. Мусульанки-хадисоведы 9 века, прославившиеся как ученые с безупречной репутацией, продолжали служить Сунне и в 10 веке.

Асма бинт Камаль ад-Дин (ум.904г.Х/1498) имела влияние на правителей и чиновников, часто давала советы, которым они неуклонно следовали. Она вела лекции и обучала женщин различным исламским дисциплинам (аль-Ядарус, 49). Айша бинт Мухаммад (ум. 906г.Х./1500), была замужем за известным судьей Муслихом ад-Дин, преподавала хадисы многим студентам и была назначена профессором в колледже Салихийя в Дамаске (ибн Аби Тахир, XII, 665ff).
Фатима бинт Юсуф из Халеба (Сирия) (870-925/1465-1519) была известна как одна из самых лучших ученых своего времени (ибн Аби Тахир, XII, 665).

Последней женщиной-хадисоведом первого ранга является Фатима аль-Фукдайлийя, известная также как аш-Шейха аль-Фудайлийя. Она родилась в конце 12 века, превосходно владела каллиграфией и была знатоком многих исламских наук. Отличалась особым интересом к хадисам, превосходно изучила этот предмет, получила дипломы от многих известных ученых и приобрела репутацию прекрасного хадисоведа с правом преподавания.

В конце жизни она поселилась в Мекке, где основала богатую общественную библиотеку. В священном городе ее лекции посещали многие знаменитые хадисоведы, которым она выдавала иджазу (сертификат). Среди них особое внимание заслуживают шейх Умар аль-Ханафи и шейх Мухаммад Сали. Фатима аль-Фукдалийя умерла в 1247/1831 (Ибн Хумайд. XII, 758).

Прослеживая историю развития и передачи исламского знания, для каждого непредвзятого читателя очевидно, что женщины, принимавшие участие в этом процессе, не ограничивались личным интересом, они учились не для себя лично, и не занимались обучением нескольких отдельных индивидов.

Стремясь к знанию, они брали его отовсюду-обучались у мужчин и женщин, и путешествовали в поисках знания в отдаленные страны, а впоследствии сами обучали, читая лекции для большой аудитории, наряду со своими братьями по вере.

Письменные источники подтверждают, что женщины посещали публичные лекции, на которые стекалось огромное количество студентов, а также и сами занимались преподавательской деятельностью, читая курсы лекций в лучших университетах.

Например, в манускрипте «аль-Машихат ма ат-Тарик» (лист 238) Ибн аль-Бухари указано, что курс из 11 лекций, где общее число студентов было более 500, посещало большое количество женщин, и этот курс читался человек в мечети Омейядов в Дамаске в 687/1288 году.
Далее в том же манускрипте (лист 40) сказано, что много женщин посещало другой курс, из 6 лекций, который читал ибн ас-Сайрафи аудитории в 200 человек в Халебе (=Алеппо) Сирия, в 736/1336 г.

На листе 250 указывается, что женщина –хадисовед по имени Умм Абдулла читала курс из 5 лекций смешанной аудитории, то есть там присутствовали и мужчины, и женщины вместе, общим количеством 50 человек, и происходило это в Дамаске в 837г.Х./1433 году.

В примечаниях к книге «Китаб аль Кифайя» Аль Хатыба аль Багдади, и сборника его комментариев к хадисам фигурирует имена Нимы бинт Али, Умм Ахмад Зейнаб бинт Аль Макка и других женщин-хадисоведов, читавших лекции по этим двум книгам. Иногда они преподавали самостоятельно, иногда- совместно с хадисоведами- мужчинами. Лекции читались студентам в ведущих университетах, таких как Азизийя и Диайия. Некоторые лекции посещал Ахмад, сын знаменитого полководца Салах Ад-Дина.

Источники:

  • Аль Аударус. Ан-Нур ас-Сафир.
  • Ибн Батута, Путешествие
  • Ибн Хаджар Аль Аскалани. Ад-Дурар Аль Карима фи Айям Аль Мийя ат-Тамания
  • Ибн Аль Имад, Шазарат Аз-Захаб фи Акбар мин Захаб
  • Ибн Халликан, Вафайят аль Айям
  • Ибн Салим, Аль Имдад
  • Ибн Хумаид, Мухаммад ибн Абдулла. Ас-Сухуб Аль- Вабила аля Дараих аль Ханабиля
  • Аш-Шахави, АдДау аль-Лами ли Ахль аль Карн атТаси
  • Аль-Умари. Кифт ат-Тамар.
  • Якут. Муджам Аль Бульдан
  • Якут. Муджам Аль Аль-Удаба
  • Голдзихер, Исследования Ислама,
А также:
(3) Аль Хатиб, Сунна, 53–4, 69–70.
(4) Аль Хатиб, Сунна, 18, 21.
(5) Ибн Сад, VIII, 355.
(6) Суюти, Тадриб, 215.
(7) Ибн Сад, VIII, 353.
(8) Маккари, Нафх, II, 96.
(9) Вустенфельд, генеаголоческие таблицы, 403.
(10) Аль Хатиб Аль Багдади, Тарих Багдад, XIV, 434f.
(11) Ибид, XIV, 441-44.
(12) Ибн АльИмад, Шадхарат Аз-Захах фи Акбар ман Захах (Каир, AH 1351), V, 48; Ибн Халликан, № 413.
(13) Маккари, Нафх, I, 876; цитируется у Голдзихера, Исследования Ислама, II, 366. (14) Голдзихер, Исследования Ислама, II, 366.
(15) Ягут, Муджам Аль Удаба , I, 247.
(16) COPL, V/i, 98f.
(17) Голдзихер, Исследования Ислама, II, 366.
(18) Ибн Аль Имад, IV, 123: «Ситт Аль Вузара была также блестящим юристом. Однажды ее пригласили в Каир для дачи фатвы по случаю, который поставил в тупик местных правоведов»
(19) Ибн Аль Атир, Аль Камиль (Каир, AH 1301), X, 346.
(20) Ибн Халликан, №. 295.
(21) Голдзихер, Исследования Ислама, II, 367.
(22) Ибн Аль Имад, VI. 40.
(23) Ибид, VIII, 14.
(24) Ибн Салим, Аль Имдад (AH 1327), 36.



  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Булуг аль-Марам Достижение цели

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles