Время молитв: Фаджр: 3:01 - Шурук: 4:37 - Зухр: 14:12 - Аср: 18:47 - Магриб: 23:28 - Иша: 1:00 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан2
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Ислам сегодня: современный этический вызов

Как-то на форуме "Это Москвы" обсуждали Тарика Рамадана. Доминировало такое мнение: "Этот человек гораздо опаснее, чем все радикалы! Потому что радикалов слушает несколько сотен таких же, как они. Ну, в крайнем случае- тысяча, другая наберется. А этого слушают миллионы, и что самое опасное- к нему прислушиваются немусульмане..."

Передаем беседу с Тариком Рамаданом в исламском культурном центре «Источник», С.Петербург. Полагаем, что многие мусульмане, прочтя, сумеют извлечь для себя какую-то пользу из этого наставления. Беседа приводится без всякой правки.

«Вчера шла речь об этике поведения мусульман в нашей ситуации. Полагаю, мы должны вернуться к нашим истокам, хоть это и банально звучит.
Некоторым мусульманам настолько не хватает чувства доверия, что они думают - мы стараемся угодить, понравиться западу.

Для нас, как для мусульман, сегодня существует два вопроса:
как мы можем достигнуть довольства Аллаха и в то же время донести до окружающих людей наши исламские ценности, вносить вклад в развитие нашего общества, найти контакт с окружающим нас людьми.

Наше присутствие здесь очень важно. Стоит задуматься над тем, как мы понимаем ислам, умеем ли правильно его донести до себя самих и до наших детей.
И здесь я бы хотел остановиться на двух существенных моментах:
1) Ислам- это не набор запретов- « халяль/ харам», нельзя так понимать ислам;

2) не существует единого целого без признания различий

Не может быть осознания греха, если нет понятия свободы.
Что говорят некоторые шейхи и улемы о том, что происходит на Ближнем Востоке? «Свобода предшествует шариату» Свобода- это то, что мы обязаны осознать, без нее невозможно понимание нашей ответственности, ответственности свободы выбора. Этому мы обязаны научить наших детей, особенно в России. Ислам- осознание нашей ответственности, это таклиф (прим. переводчика: таклиф, в терминологии шариата- это обязанность исполнения обязательных предписаний).

Понятие ответственности
Давайте вернемся к Корану, к суре «Бакара», к тому месту, где говорится о сотворении Адама и о том, как он предстал перед ангелами. Почему ангелы сделали ему суджуд? (прим. переводчика: суджуд-земной поклон) Некоторые улемы и муфассиры говорят, что ответственность была дана Адаму по двум причинам:
1) знание, данное Аллахом, Адам знал имена всех ангелов
2) Аллах наделил его свободой выбора, в отличие от ангелов

Это два основных признака человеческого достоинства, дарованного Аллахом роду Адама.

И для современных мусульман очень важно осознать это послание, не потому что мы хотим кому-то понравиться, а потому, что хотим сами себя согласовать с нашим посланием:
- быть свободным
- обладать чувством ответственности.

Последнее – осознание своей ответственности- очень важно для мусульман сегодня, это один из вызовов современности.

Понятия единства и многообразия
И тут давайте вновь вернемся к истокам: мы смешиваем понятия единства и одикавости. Наше единство- в акыде, ибадате, (прим. переводчика: в понимании основ вероучения, в поклонении) , это то, на что мы все согласны.
Но с самого начала, сподвижники- они были разные, по-разному понимали некоторые аяты ( аяты суры «Тауба», суры «Али Имран»), и причина этого различия - в их разном происхождении, принадлежности к разным культурам. И что еще очень важно, особенно для мусульман на западе, что сегодня также является большим вызовом исламской умме, это различие социальное. Но ведь во времена Пророка (СААС) тоже были и богатые, и бедные сподвижники. Совершив хиджру, в Мадине Пророк создал мусульманское братство: «мы все братья и сестры».

Но мы должны признать- у нас разное понимание ислама, т.к. происходим из различных культур, имеем разный социальный уровень.
Пророк (СААС) принимал, с самого начала, совершенно разное отношение ко многим вещам Абу Бакра и Омара, и он принимал и того, и другого.
Сравните: отношение к пленникам после Бадра, к деньгам, понимание Корана- у них были различные точки зрения. Но они – не мы, они жили во время Пророка(СААС), их нельзя даже сравнивать с нами. Смотрите, мы, собравшиеся здесь- все такие разные: с Кавказа, из Средней Азии, других стран, принявшие ислам и этнические мусульмане.

Поэтому некоторые моменты в исламе понимаем по-разному, и так и должно быть, но при этом мы должны очень хорошо осознавать, что нас объединяет. И принять многообразие ислама.
И в этом многообразии- сила ислама, и если не примем- то сила превратится в нашу слабость, нас разъединяющую.

И до тех пор, пока мы не называем халяль - харамом, а харам- халялем, мы все находимся в границах ислама.
Сегодня самое большое различие, всемирное, между суннитами и шиитами.
У суннитов- свои различия, между салафи и реформаторами, и суфиями, и эти внутрисуннитские различия – источник наших проблем, оттого что не можем вынести этого многообразия.

До тех пор, пока мы в пределах ислама, мы должны научиться принимать это многообразие. Пока не говорим, что этого можно убить, т.к. он не такой и ничего не понимает…

3: В нашей ситуации сегодня очень важно донести до всех позитивное послание ислама.
Что мы можем дать обществу, в котором живем?
Ощущение, что мы- другие, или- ощущение, что мы- как и они, но обладаем иными ценностями? Мы мусульмане, у нас есть те ценности, которые мы можем привнести в общество, сделать так, чтобы наше присутствие воспринималось бы нормально и было бы гармоничным.

Почему людям так хотелось находиться рядом с Пророком (СААС)? Почему они так тянулись к нему, не хотели его покидать? Почему?!
Он обладал чувством ответственности, и людям было комфортно, хорошо рядом с ним.

А то, как мы общаемся с людьми, как учим исламу- люди не чувствуют себя хорошо, а чувствуют себя виноватыми- у нас-то разговор идет о «халяь-харам», хотя он учил- «Радуйте а не огорчайте, облегчайте, а не затрудняйте».
И именно так мы должны вести диалог- приходи и чувствуй себя хорошо.

Он сказал то, над чем нам следует задуматься: «Я был послан лишь для усовершенствования нравственности». Но усовершенствовать («утаммима»)- - означает улучшить то, что уже существовало ранее, то есть придать окончательный характер тому, что уже было.

2 вещи которые существовали всегда:
1) Фитра. То, что о чем говорил и признавал ибн Теймия, это то доброе начало, которое изначально заложено в человеке Аллахом, «ва лякад каррамна бани Адам»- «и Мы возвеличили племя Адама». И при этом надо помнить о том, что темное начало- «нафсу амара би-ссу» ( «душа, приказывающая дурное»), оно также накладывается.

Фитру можно представить как некое доброе основание, заложенное в человеке, это природное понятие Единобожия. Из этой фитры, того, что составляет сущность духовного, мы и должны отталкиваться, это тот наш фундамент, которой мы должны использовать, строить на нем.
То есть, у человека есть его природное- это фитра.

Существует еще 2) национальная культура, «аль маъруф»: в каждой культуре есть понятие общепризнанного добра, нравственного начала, мы это берем, и принимаем.
Коран неоднократно призывает «повелевать доброе и останавливать дурное» - «амара би-ль маъруф ва наха-а ани-ль мункар», это взаимосвязанные понятия, так что +«остнавливать мункар (дурное)»
То есть, мы должны взять то , что есть в фитре, от Аллаха, и усовершенствовать, добавив «маъруф»- благое культурное начало. И сложить это. В нашем понимании ислама, и я думаю, что это важно, необходимо оценить то доброе, что заложено в нас от природы, и что привносит наша культура.
Это – то основание, на котором мы должны строить.

Итог:
1- помнить о свободе и понятии ответственности;
2- наше единство и различие;
3- фитра + культура

Мы должны заглянуть в себя и начать с позитивного аспекта- кто мы в нашем обществе, и донести эти понятия до наших детей, будущих мусульман.
«Яйа, мукаллибу-ль кулуюб!» Обращался Пророк (СААС) в дуа к Создателю. –«О, переворачивающий/меняющий сердца!»
Что это означает- «меняющий, переворачивающий мое сердце»? Твои глаза слепы, они видят только физические изменения. Отношение, то, какими ты видишь вещи- меняет лишь твое сердце.
«Клянусь утренним светом, и ночью, когда она густеет…»- ты всегда видел рассвет, но вот твои сердце изменилось, и теперь, глядя на рассвет, ты поминаешь Создателя.
Изначально наш взгляд на себя и на мир вокруг- должен быть позитивным.
В Коране много говорится об умении быть благодарным Аллаху за то, что Он тебе дал.

Как мы смотрим на людей вокруг? Есть щедрые, искренние, сопереживание, благородные, помогающие другим- много позитива. Начните с этого позитива. Вместо того, чтобы сказать человеку «ты не молишься»,-«ведь ты щедрый, ты умеешь давать, заботиться о других. Твое сердце готово молиться, но ты должен обрести свое сердце, прежде чем начать молиться!», потому что молиться- означает быть сердцем вместе с Богом. Не молиться- означает не найти своего сердца. Именно в этом ключе следует понимать состояние хушуа- смирения, концентрации в молитве. Если сердце изменяется- тогда и ты изменяешься

Для нас, как для мусульман, очень важно понять- чего мы хотим для наших детей? В обществе- хотим, чтобы к нам и к нашими ценностям уважительно относились?
Мы не сможем воспитать исламскую личность, будучи «другими», чужаками, «неоцененными». Если хочешь, чтобы с тобой считались, необходимо считаться с другими. Уважение может быть только взаимным!
В любой культуре, пусть даже не мусульманской, существуют ценности, достойные уважения. И надо уметь эти ценности видеть.
Нам может не нравится, что делают эти люди, но в их фитре Аллахом заложено то, что достойно уважения, и мы должны это оценить по достоинству.
Если будем только противопоставлять себя –тогда мы не сможем донести наши ценности.
В этом заключается мудрость послания ислама- уметь увидеть доброе начало в человеке.

Тут еще есть один момент:- это воспитание себя: нельзя не смотреть на российскую, или западную культуру, как совершенно чуждую- все, что есть доброго, хорошего в любой культуре- это наше, мы это берем, приемлем, не надо этого отрицать.

Давайте обратимся к примеру нашего Пророка (СААС): помните, еще до начала ниспослания Откровений юный Мухаммад участвовал в заключении Союза Чести между враждующими племенами арабов, когда был заключен договор о защите всех слабых и притесняемых. Уже спустя некое время после ниспослания Откровения Мухаммад, вспоминая условия этого соглашения, сказал: «В доме Абдуллаха ибн Джудана я присутствовал при заключении такого союза, который не променял бы и на красных верблюдов, и если меня пригласят на подобную встречу в исламе, я обязательно приму такое приглашение».
Пророк не считал приверженность моральным принципам привилегией только лишь исламской общины, а старался воспитывать верующих через приверженность общечеловеческим универсальным принципам.

Ислам пришел из арабской страны, но если араб, приехавший в Россию, найдет в русской культуре нечто лучшее, чем в своей- он должен это принять, отринув свое. Потому что именно этому учит нас ислам.
Русский, принявший ислам, кавказец, татарин- если он видит в своей культуре нечто лучшее, он должен сказать арабу- « это ты должен измениться и принять, а не я».
В этом и заключается смысл хадиса «усовершенствовать нравственность»- взять все лучшее из всех культур, привнеся это в свою, придать более законченный вид, получить в максимуме.

Нам необходимо расстаться с тем положением, когда ислам стоит в позе самозащиты. Быть мусульманином - означает очень большое доверие, данное нам от Аллаха, и мы должны выработать такую позицию: «что есть хорошего во мне- я стою на этом, что есть лучшее- я принимаю это, я уверен в своей религии, уверен в своих принципах, которые обязывают меня отдавать, потому что у меня есть, что дать, и на мне лежит ответственность- изменить себя, свое окружение и общество, мир,- к лучшему».

Когда Пророк прибыл в Медину, его первыми словами были: «Распространяйте мир [салям], кормите голодного, чтите родственные связи, молитесь, когда люди спят, и вы войдете в рай с миром [би-салям]» Необходимо помнить о том, что у Пророка были иные обязательства, отличные от наших- мы молимся 5 раз, он молился гораздо больше. Он молился ночи напролет. Какова была цель? Только лишь приближение к Аллаху?

Давайте обратимся снова к хадису. Цель- приближение к Аллаху ночью, а днем- стремление изменить мир.
Мы все должны спросить себя: делаем ли мы то же самое? Здесь, в России, в Питере? Для чего мы молимся? В этом заключается сущность значения послания, свидетельства перед людьми-«И так мы создали вас общиной средней, чтобы вы были свидетелями о людях и чтобы посланник быть свидетелем вам» .
Почему мы «средняя община»? Что означает «нести свидетельство пред людьми»? Это означает- стремиться изменить мир к лучшему.

Вопрос 1:
«Мы знаем до какого уровня дошла ислам цивилизация в эпоху аббасидов, и как она затем отошла назад. Почему в исламе не сохранились те культурные ценности? В плане культуры, поведения, нравственности- тогда ислам опережал Европу. Но почему те культурные ценности, моральные, не сохранились? Что мы видим сейчас в арабских странах, в целом: низкий уровень культуры- я не имею ввиду уровень религиозности. Почему такая грязь, почему исламские ученые не говорят об этом, о падении культуры, на бытовом уровне?
Ответ:
Здесь можно говорить о 3х вещах:

1) Надо быть очень осторожными и не пытаться идеализировать прошлое ислама. В нашем представлении ранний ислам – идеален. Да, сподвижники- это были удивительные, высокие, прекрасные люди, но рядом с ними были и другие, и они были тоже мусульмане, и были лицемеры. Наша история- это не история морали. Халифа Усмана убили, Омара убили, Айшу оклеветали. Этот высокий уровень морали- был реальностью среди сподвижников, но не распространялся на всю общину, и в общине были проблемы с самого начала.

Иногда мы настольно идеализируем прошлое, поднимаем его на недосягаемую высоту- «они все были так прекрасны, а мы- настолько плохи…»- что это мешает нам подняться.
Вспомните, что великие ученые ислам, имамы – имам Ахмад, Абу Ханифа, имам Малик- их бросали в тюрьмы, пытали, их не принимали не только правители, но и общество, они были одиноки, ибн Таймия, аш-Шатыби- его теперь цитируют все и везде, а он писал- «как мне одиноко»- он был одинок, пришел со взглядами, которые не пользовались уважением других ученых.
То есть, надо быть осторожным и не идеализировать наше прошлое,- оно было хорошим, но не идеальным. Не надо очень сильно задирать планку.

2) Что случилось в 13 веке? Когда ислам стал так расширяться, достиг такого высокого уровня. А потом все остановилось?
И тут есть 2 момента:
- появилось ощущение, что над ними стали доминировать другие цивилизации.
Вначале они доминировали сами, ощущали свою доминанту, превосходство- в науке, искусстве, были уверенными в своих ценностях, а потом они стали в позу самозащиты, потеряли уверенность.
Защитить себя- как? «халяль/харам»
Защита- это о правилах.
Уверенность- это о креативности.

Если есть уверенность- ты стремишься дать обществу, самозащита- это «халяль/харам».

С тех пор, и до настоящего времени, дискурс в исламе в основном о самозащите, нет уверенности, отдачи, наши мозги заняты только самозащитой-« халяль/харам», мы забыли, что в основе всего лежит дозволенность, у нас-то в основе- харам. «Нет, это нельзя допустить, надо быть очень осторожными, потому что это идет от чужих» . Наши понимание сегодня- что все хорошее может быть только нашим, и мы проигрываем в этой позиции самозащиты, изначально проигрываем.
Надо не защитить свое- а уметь дать это свое.

Что было в истории арабов: колонизация, застой в культурном развитии, в искусстве. Даже арабский язык сейчас учат так, чтобы уничтожить этот язык вовсе, не ценят его, даже в исламских странах арабского мира. Этак мы его скоро вообще потеряем! Результат наследия колонизации- потеря интереса к своей культуре, у арабов глубокий кризис в этом отношении.

3) Последнее: оглянемся на недавний исторический опыт. Может случиться, что исламское возрождение, ренессанс этой уверенности и доверия- придет не из центра, а с периферии. Повсюду на западе сегодня мы пересматриваем наши принципы, наш исторический опыт – в России, в Европе, во всех странах. И это может оказать огромное влияние на арабский мир. Может быть, мы здесь не случайно.

Вопрос 2:
«Мой вопрос касается обвинений, которые постоянно выдвигают против мусульман. Мы начинаем оправдываться, а когда оправдываешься, это означает, что ты на 50% приз свою вину. Что должны делать мусульмане в этой ситуации? Что нам делать, отвечать или молчать?»

Ответ:
Во-первых, мы должны понять эту стратегию- кроме физической войны, идет война против ислама на психологическом уровне, через СМИ, и сопротивляться этому – наш джихад.
Знаете, я уже на протяжении нескольких лет занимаюсь разъяснением арабской терминологии, даже для арабов, которые порой тоже не понимают истинного значения некоторых слов.
Так вот, джихад- это не только «усилия». Термин имеет двойной смысл:
1) сопротивляться тому, что приходит к тебе;
2) изменять


Отсюда понятие «джихад с нафсом» (с темной стороной своей души) надо понимать так: «я сопротивляюсь тому, что во мне дурно, и изменяю (улучшаю) то, что есть хорошего во мне». Это и есть то самое понятие «амара би-ль маъруф ва наха-а ани-ль мункар»- «призывать к добру и удерживать от всего дурного».

Это же понятие имеет и внешнее проявление: в психологической войне, с которой мы имеем дело- негативная, извращенная интерпретация ислама,- тут мы должны сопротивляться и изменять.
На не некоторые выпады мы должны отвечать, но часть атак как раз на то и направлены, чтобы ты, отвечая- на то, на это, разбрасывался в разные стороны, и потерял свой главный вектор.
Лучшая тактика сопротивления для мусульман- установить свой приоритет дискуссии, а не их приоритет вопросов.
Они выдают тебе просто листы вопросов, на которые ты должен отвечать, и ты теряешь свое время. Это происходит везде- в России, в Европе, в Америке. Их набор стандартный: джихад, терроризм, смена религии, угнетение женщин, отношение к другим религиям. Вопросы все одни и те же, во всем мире.

В чем заключается мое предложение: у них существует определенная стратегия вопросов, а у нас должна быть выработана стратегия наших ответов. Не всегда ответ напрямую, не всегда отвечать, а уметь сказать то, что мы хотим сказать.

В чем заключается сущность этой психологической войны? Это не только попытка дискредитировать ислам в глазах общества, а еще и отвлечь нас второстепенным, увести в сторону, не дать донести свое послание.

Поэтому очень важно уметь направить разговор в нужное русло. Мы должны быть готовы к вопросу, но ведь этот вопрос для того и существует, чтобы отвлечь нас от передачи нашего послания, не дать донести до людей сущность ислама.

Надо быть готовым с ответом, а затем уметь перейти, сказать то, что хочешь донести, это основные ценности ислама: любовь, свобода, справедливость, милость, достоинство, универсальность. Это- ислам!

Можно 90% времени потратить на спор, а должно быть так: «О.кей, я знаю ваш вопрос, и вот мой ответ, а теперь дайте мне сказать кое-что еще, то, что я хочу!»
Вы знаете, что у многих сегодня существует негативное восприятие ислама, и вы должны их удивить, говоря о том, чего они никогда в жизни не слышали. Помните, как вчера на лекции люди были поражены, услышав, что в исламе есть такие понятия, как любовь к людям, милосердие?! Люди почему-то считают, что это чисто христианские понятия, но ведь на этом зиждется ислам!

Наша задача- донести Истину, послание Всевышнего, обращенное ко всем людям, делая это с « мудростью и добрым словом», как сказано в Коране. И да поможет нам в этом Аллах Всевышний.


  • Тарик Рамадан: биография



  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Булуг аль-Марам Достижение цели

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2017
    Design: a-styles