Время молитв: Фаджр: 4:29 - Шурук: 6:12 - Зухр: 14:07 - Аср: 17:51 - Магриб: 21:45 - Иша: 23:19 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Причины и предпосылки экстремизма

На предыдущих страницах мы пояснили сущность экстремизма и показали его признаки и отличительные черты.
Бесспорно, что экстремизм не появился на пустом месте, у него есть причины и предпосылки. Ведь известно, что все события имеют свои причины и произрастают из какого-нибудь семени. События являются результатом и следствием предшествовавших причин и предпосылок. Таков закон Аллаха для творений.

В нашем случае знание причин очень важно для того, чтобы на основании этого знания определить вид и качество лечебных процедур, необходимых для исцеления людского сознания от экстремистских элементов. Для успешного лечения любой болезни необходимо поставить диагноз, а чтобы поставить диагноз, нужно выяснить действительные причины болезни. Так давайте поищем причины и предпосылки, приводящие к экстремизму или чрезмерности в религии.

Всесторонний взгляд на причины экстремизма
В действительности, причина экстремизма не кроется в чем-то одном. Причин экстремизма много, и было бы неверным сконцентрироваться на изучении одной из них, пусть даже самой явной, как это обычно делают исследователи этой проблемы.

Психологи, а в особенности приверженцы школы психоанализа, всякое действие связывают с чисто психологическими мотивами, с работой сознания и подсознания.
Обществоведы все события видят через призму влияния общества на личность, представляя индивида марионеткой, полностью подвластной обществу.
Последователи диалектического материализма придают значение лишь всему материальному, по их мнению, историей движут материальные интересы и экономическая необходимость.
Сторонники общей теории равновесия полагают, что причины переплетены и взаимосвязаны друг с другом, и каждая из них оказывает свое влияние, и влияния разных причин имеют различные последствия для различных субъектов. Совокупность причин может сложиться в резонирующую цепочку и привести к великим последствиям.

В реальности, то, что мы видим, сложно и запутано и имеет множество различных причин, взаимодополняющих и взаимопроникающих друга в друга, далеких и близких, непосредственных и косвенных, явных и скрытых.
Среди этих причин есть религиозные, политические, социальные, экономические, психологические, идеологические, все в совокупности или некоторых из них.
Первостепенной причиной экстремизма может являться сам субъект, его семья и отношения с близкими. В ходе анализа и углубления может выясниться, что первопричина кроется в обществе, в противоречиях между словами и делами, между необходимостью и реальностью, между религией и политикой, между надеждами и происходящим в действительности, между законами Аллаха и тем, что изобрел человек. Если подобные противоречия сравнительно легко переносятся пожилыми людьми, то молодежь воспринимает их наиболее остро и не желает долго терпеть их.

Причина может также крыться и в несостоятельности властей, в злоупотреблениях правительства и чиновников, их устремлениях за своими страстями в ущерб правам народа, в их ненавистном отношении к Исламу, в направлении государства к религии по двум параллельным плоскостям, которые никогда не встретятся и не пересекутся.

Слабые знания о сущности религии
Несомненно, что одной из основных причин экстремизма является слабая осведомленность о сущности религии, неполное понимание его природы и неглубокое познание ее тайн, отсутствие постижения ее целей и проникновения ее духом. Имеется в виду абсолютное незнание религии, которое обычно не ведет к экстремизму,а частичное познание, обладатель которого относит себя к числу ученых, хотя многого не знает. Знания такого псевдоученого не систематизированы и имеют вид разбросанных звеньев цепи, поверхностны и не проникают в глубины. Он не связывает частное с общим, не сопоставляет сомнительное с достоверным и предположения с истиной; у него нет достаточных знаний, чтобы увязать противоречия или взвесить доказательства и домыслы.

Да смилостивится Аллах над имамом Абу Исхаком Аш-Шатыби. Этот ученый обратил внимание на эту проблему в своей книге «Аль-Игтисам» (Руководство), том 2, стр. 173. Первой причиной ереси и раскольничества он считал убеждение человека в том, что он ученый, который может делать иджтихад, хотя он еще не достиг необходимого уровня.
Такой человек считает свое мнение научным, свое несогласие верным, причем это распространяется как на второстепенные вопросы, так и на основные положения религии; и вот мы видим его берущим за основу частное для опровержения общего, опираясь на поверхностные суждения.

Он выводит свои мнения о сложнейших вещах, не понимая до конца их сути. Это и есть еретик, о котором сказано в достоверном хадисе Пророка (СААС): «Аллах не забирает знания, вырывая их из (голов) людей, но забирает знания, забирая ученых — до тех пор, пока не останется ни одного ученого, и люди изберут предводителями невежд, которых будут спрашивать, и будут они давать фетвы без знания. Заблудятся они и собьют с пути» (достоверный хадис, переданный Абдуллой ибн Умаром).

Согласно утверждению некоторых ученых, этот хадис предсказывает, что мусульман постигнет вред не со стороны их ученых, а со стороны неграмотных в вопросах религии вождей. Есть схожая с этим хадисом пословица: «Надежный человек никогда не предавал, но доверился ненадежному и предал». В аналогию пословице мы говорим: «Ученый никогда не нес ересь, но попросил фетву у неученого и ошибся».

Знаете, почему Малик ибн Анас рыдал четверть дня? И когда у него спросили: «Тебя постигло несчастье?» Он ответил: «Нет, но была спрошена фетва у того, кто не имеет знаний».

Действительно, недостаточные знания вместе с самообольщением и самодовольством наносят больший вред, чем полное невежество, когда оно признается, потому что последнее есть простое невежество, а первое - сложное, жертва которого не осознает своей некомпетентности. Подобное невежество имеет множество проявлений, приведем некоторые из них.

Направление Аз-Захиритов в понимании текстов
Неудивительно, что мы видим много случаев, когда невежды придерживаются буквального смысла текстов, не углубляясь в понимание их скрытого смысла и постижение их целей и мотивов. На самом деле, такие люди лишь возрождают взгляды школы «Аз-Захирия» после того, как Умма избавилась от нее. Эта школа отвергает иджтихад и отрицает аль-кыяс (сопоставление).

Новая «Аз-Захирия» следует за старой школой в отвержении мотивировок, в пренебрежении целями и полезностью. Все виды поклонения она организует по однотипному признаку таким образом, что каждое из них воспринимается и претворяется в жизнь без поиска мотивов и скрытого смысла. Вся разница между старой и новой школой заключается в том, что старая школа объявляла о своем пути открыто, защищала его и придерживалась без каких-либо отклонений, а последователи нового течения не признают себя захиритами, хотя и перенимают все негативные стороны старой школы.

Большинство мусульманских ученых считают, что поклонение нужно совершать, не ища в нем выгод и целей. Однако, что касается общественных отношений, то здесь каждое положение должно быть мотивировано полезностью для общества. На это указывал Имам Аш-Шатыби, подкрепив свою точку зрения доказательствами из Шариата в своих книгах «Аль Муафакат» и «Аль-Игтисам».
Недопустимо утверждать, что трата средств на поддержание бедных слоев мусульман, на учреждение исламских организаций важнее выполнения обязанности совершения хаджа, или что дать садаку на стоимость жертвоприношения во время выполнения хаджа лучше, чем совершить жертвоприношение, почитая порядок Аллаха. Также будет неверным утверждение, что новые налоги заменяют закят, который является третьим столпом Ислама. Недозволительно пост в месяц Рамадан заменить постом в другой месяц, а пятничную молитву молитвой в другой день недели.

Однако то, что не относится к непосредственному поклонению, например, взаимоотношения людей в обществе, традиции, можно подвергнуть анализу для поиска мотивов, целей и полезности, скрытых в этих установках, ведь, как говорили ученые, придание законной силы положению зависит от его целесообразности и полезности.

Давайте поразмыслим над следующими текстами Шариата: А) Приводят Малик, Аль-Бухари, Муслим и другие собиратели хадисов, что Пророк (СААС) запретил вывозить Коран во враждебные государства неверующих.

Если попытаться найти цель этого запрета, то мы увидим, что Пророк (СААС) склонился к этому запрету только из-за боязни того, что неверующие могут испортить Коран и надругаться над ним. Когда мусульманин защищен от этого, то он может брать с собой Коран, отправляясь в неисламскую страну, не боясь греха. Такая практика широко распространена среди мусульман сегодня.
Представители духовенства различных конфессий в наше время стремятся облегчить доступ к своим священным книгам, распространяя их по всем уголкам мира, доводя свою религию до сознания всех желающих и призывая к ней. Мусульмане также не остаются в стороне, переводя смыслы Корана на другие языки.

Б) Достоверно известно, что Пророк (СААС) запрещал женщине выезжать в путешествия без супруга, отца, брата или других близких родственников мужского пола (махрамы). Кто попытается найти мотив этого запрета, увидит, что это опасение за женщину в пути. Ибо если она одна выедет в пустыню, то кто защитит ее от возможных опасностей?

Современные средства передвижения, например, самолеты, дают возможность сотням людей одновременно передвигаться из одной страны в другую в считанные часы. Здесь нет места опасениям за женщину, если махрам проводит ее до аэропорта, а другой махрам встретит ее по прибытию самолета в месте назначения, а в полете она будет находиться в обществе добропорядочных и цивилизованных людей. Многие ученые теперь разрешают женщинам выезжать для совершения хаджа без сопровождения махрама в группах или вдвоем с другой женщиной. Возможно, наступило время, о котором говорил Пророк (СААС) в достоверном хадисе, когда женщина сможет выезжать из Ирака в сторону Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха.

В) Еще один хадис по поводу путешествий гласит, что Пророк (СААС) запрещал мужчине, возвращающемуся из долгого путешествия, входить к семье ночью. Сам Пророк (СААС) в таких случаях не заходил домой ночью, а заходил на следующий день. Ученые видели две цели этого запрета:
1. Чтобы мужчина не показался подозревающим свою супругу в измене, желая застать ее врасплох и разоблачить ее. Подобные подозрения не приветствуются Исламом и непозволительно мусульманину быть подозрительным в супружеских отношениях, которые имеют высокий статус в Исламе.
2. Супруга должна знать о прибытии мужа, чтобы подготовиться. На это указывает хадис: «Чтобы жена побрила волосы на теле и причесалась». В этом причина упоминания о долгом путешествии.

Следовательно, мы можем сказать, что путешественник в наши дни может приехать к своей семье в любое время дня или ночи, предварительно оповестив семью о своем приезде телефонным звонком или другим способом. В наше время путешественник не всегда может выбрать время, удобное для приезда домой, потому что транспорт движется по расписанию и вынуждает пассажиров придерживаться этого расписания. В давние времена погонщик верблюда мог управлять им, как пожелает, чтобы ускорить или замедлить свое прибытие.

Заключение
Если мы не будем мотивировать те или иные положения, то попадем в опасные противоречия, разрознив одинаковое и соединив противоречивое, а это не тот путь, к которому нас зовет закон Аллаха.

Мы не можем не признать, что есть деятели, пытающиеся найти выгодные им мотивы в тех или иных положениях Шариата, чтобы затем вывести нужные им фетвы, однако это не является поводом для неприятия объективной истины. Нам просто следует более внимательно и осторожно подходить к этому вопросу, препятствуя недостойным заниматься законотворчеством.

Прочесть часть 1:Ислам о религиозном экстремизме
часть 2:Признаки экстремизма



  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Библия, Коран и наука

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles