Время молитв: Фаджр: 4:29 - Шурук: 6:12 - Зухр: 14:07 - Аср: 17:51 - Магриб: 21:45 - Иша: 23:19 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
Исламская альтернатива
Еще раз о музыке
Как эмоции затмевают разум, часть 1
Как эмоции затмевают разум, часть 2
Тарик Рамадан
Вклад мусульманских народов в Великой Отечественной войне
С кем ты дружишь?
В покорности Творцу человек обретает свободу...
История одного перевода Корана
Больше, чем религия
Музыка в исламе
Интервью c Сами Юсуфом
Юсуф Ислам
Ислам о религиозном экстремизме
Чей шейх прав?
Признаки экстремизма
Кризис исламского сознания ч.1
Причины разногласия ученых
Кризис исламского сознаня ч.2
хадис о разделении мусульман на 73 течения
Суфизм. Как к нему относиться?
Причины и предпосылки экстремизма
Кризис исламского сознания, часть 4
Кризис исламского сознания, часть 3
Причины и предпосылки экстремизма, часть 4
Послепраздничное настроение
Семь качеств, ведущих к успеху
Вклад женщин в развитие исламских наук. Часть 1
Выбирая свой путь. Ты с кем?!
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть2. Салафитская доктрина
Понимание атрибутов Аллаха Всевышнего. часть 1
Часть 3. Доктрина халафитов
Раджаб - священный месяц
Понятие ихтилят в исламе
Вклад женщин в развитие исламских наук.Часть 2
День рождения нашего пророка (СААС). Как нам относиться к этому событию?
Критика ученых
Поспешные утверждения не обладающих знаниями о вопросах шариата
Ашариты и салафиты. Кто прав?!
из Его знамений...Стоит извлечь урок!
Люди с ограниченными духовными возможностями...Кто они?
Предпосылки и история возникновения исламских течений и сект
Акыда для начинающих
Хариджиты- кто они?
Ангелы Харут и Марут
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ДУРНОГО ГЛАЗА И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СГЛАЗИЛИ?
Кто считается ученым в исламе?
Нововведения и аргументы их защитников
Ерунда - фард для мусульман
Особенности исламского уголовного права. Наказание в шариате
Наказание за вероотступничество в исламе
Дикая Дивизия в I Мировой войне и Февральской революции
Народы Кавказа в Великой Отечественной войне
Защитники Брестской крепости: убиты и забыты
Что может принести пользу умершему?
Придерживаться легкого и не создавать затруднений
"Не гневайся!"
Заповедные месяцы мусульманского кадендаря
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Ислам о религиозном экстремизме

Да оградит нас Аллах от излишества и крайностей и поведет по Своему прямому пути.

Наука о логике утверждает: «Суждения о вещи исходят из представления о ней, поэтому нельзя судить о неизвестном и нельзя судить о вещи, не дав конкретное определение ее сущности».

Поэтому, в самом начале мы должны раскрыть смысл понятия «религиозный экстремизм».

В лингвистике слово «экстремизм» означает «стояние на краю, далеко от середины». Основная особенность экстремизма заключается в том, что он всегда чреват опасностью негативных последствий и несет потенциальную угрозу спокойствию и безопасности.
Один поэт сказал:
«Она была защищенной серединой, пока не постигли ее бедствия, и стала она крайностью».

Почему в исламе запрещена чрезмерность?

Ислам — это умеренный путь во всем: в вероубеждении, в поклонении и обрядах, в нравственности и поведении, в законодательстве, в общественных взаимоотношениях. Этот путь Аллах назвал «прямым путем», и этот путь отличается от путей других конфессий и философских школ, «навлекших на себя гнев» и «заблудших», которые не свободны от излишества и крайностей.

Умеренность — одна из основных особенностей Ислама, этим Аллах отличил Свою Умму от остальных общин: «Итак, Мы сделали вас средней Уммой, чтобы вы были свидетелями на людей». (сура "Аль-Бакара": 143). Это Умма справедливости и умеренности, которая будет свидетельствовать об отклонении людей от прямого пути.
В исламе говорится об экстремизме, как о чрезмерности. Тексты шариата призывают к умеренности и предостерегают от крайностей, называя их такими словами, как «чрезмерность», «излишество», «ожесточение».

Нам достаточно прочитать следующие священные хадисы, чтобы понять, как жестко запрещается чрезмерность:
1. Имам Ахмад привел в своем сборнике хадис, который также приводится в сборниках Ан-Насаи, Ибн Маджа и Аль Хакима. Хадис передал ибн Аббас, что Пророк (СААС) сказал: «Остерегайтесь чрезмерности в религии, ибо ваши предшественники погибли от чрезмерности в религию». Ибн Таймийя сказал, что этот хадис достоверен.
Под нашими предшественниками подразумеваются представители более древних авраамических религий. Коран обращается к ним со словами: «Скажи: «О, те, кому даровано Писание! Не излишествуйте в вашей религии без истины и не следуйте страстям людей, которые уже заблудились ранее и сбили с пути многих, и сбились с ровного пути»(сура «Аль-Маида»: 77).

Существование этих хадисов заостряет наше внимание на важном моменте: чрезмерность начинается с малого, а затем расширяется и разгорается. Пророк (СААС), когда прибыл в Аль Муздалифу в прощальном хадже, сказал ибн Аббасу: «Дай мне камешки (чтобы бросить их в Мине)» и Ибн Аббас сказал: «Я подобрал для него камешки для бросания (небольшого размера), и когда он положил их на свою ладонь, он сказал: «Хороши подобные этим, и остерегайтесь чрезмерности в религии, т.е. не следует излишне усердствовать и считать, что бросание больших камней лучше, чем бросание маленьких камней».

Имам Ибн Таймия сказал: «Его (СААС)слова: «Остерегайтесь чрезмерности в религии» распространяются на все виды чрезмерности в вероубеждении и в деяниях, а чрезмерность - это преступление границы».
Христиане больше других увлекались излишеством в вероубеждении и в деяниях, и Аллах запретил им это в Коране: «Не излишествуйте в своей религии» (сура "Ан-Ниса": 171).

2. Муслим приводит в своем достоверном сборнике хадис от Ибн Масуда: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Погибли чрезмерные» три раза». Имам Ан-Навави пояснил «То есть, слишком углубляющиеся и преступающие пределы в словах и делах». Из этих хадисов видно, что чрезмерность и излишество несут погибель в религии и в жизни.

З. Абу Я'ля в своем сборнике привел хадис от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха (СААС) говорил: «Не усложняйте для себя жизнь — это приведет к ее усложнению; были люди, усложнявшие себе, и им было усложнено, и есть оставшиеся из них в кельях и монастырях: «Монашество они выдумали, его Мы им не предписывали». Упоминается у Ибн Касира в тафсире суры Аль-Хадид.

Таким образом, Пророк (СААС), противостоял всякому стремлению к излишествам в религиозности и порицал тех, кто был чрезмерен в богослужении и аскетизме и покинул ту умеренность, с которой пришел Ислам, уравновесив духовное и материальное, мирскую жизнь и религию.

Ислам узаконил обязательное поклонение для очищения души, духовного и материального развития, ввел принципы общественных отношений на основе братства и солидарности — но все это не наносит ущерба частной жизни мусульманина и даже укрепляет его связь с обществом. Ислам не утвердил монашества, требующего от человека отречения от мирской жизни и ее благ. Шариат сделал всю землю святилищем для верующего, а его деяния на земле считаются поклонением и усилиями на пути Аллаха, если его намерения чисты и он не преступает границ, установленных Аллахом.

Ислам не признает призывов других конфессий к оставлению мирской жизни ради жизни духовной и к истязанию тела в целях очищения духа, к оставлению ближайшей жизни ради будущей. Ислам все это уравновесил: «Господи наш! Дай нам в жизни ближайшей милость и в последней милость». (сура «Аль-Бакара»; 201).
«О Аллах, улучши мою религию, которая является защитой моего дела, сделай праведной мою мирскую жизнь, в которой я живу, и сделай благом для меня последнюю жизнь, к которой мое возвращение». (Муслим)

«Поистине, у твоего тела есть права перед тобой» (Бухари и Муслим).
Коран жестко порицает тех, кто запрещает блага и прекрасное, данные Аллахом своим рабам. В мекканском аяте сказано: «О сыны Адама, берите свои украшения у каждой мечети, ешьте и пейте, но не излишествуй — ведь Он не любит излишествующих». (сура «Аль -А’раф»: 31).

В мединском аяте есть обращение к группе верующих: «О те, которые уверовали, не запрещайте блага, которые дозволил вам Аллах, и не совершайте насилие — поистине, Аллах не любит насилие. Ешьте из тех разрешенных благ, которыми наделил вас Аллах, и бойтесь Аллаха, в Которого вы верите» (сура «Аль-Маида»: 87-88).
Эти священные аяты поясняют подход Ислама к наслаждению благами и борьбе с чрезмерностью и крайностью, которые имеются в некоторых религиях. Поясняя причину ниспослания данного аята, ученые приводят рассказ о том, что некоторые из сподвижников Пророка (СААС) сказали: «Мы отрежем свои половые органы и оставим мирские страсти, и будем странствовать по земле, как монахи». После этого были ниспосланы эти аяты.

Ибн Аббасс передал, что один человек пришел к Пророку (СААС) и сказал: «О, посланник Аллаха, если я ем мясо, то у меня возникает желание к женщинам, поэтому я запретил себе мясо». После этого был ниспослан аят: «О те, которые уверовали! Не запрещайте …». Эти истории упомянул Ибн Касир в своем тафсире.

В обоих достоверных сборниках приводится хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), что несколько людей из сподвижников Посланника Аллаха (СААС) расспросили его жен о его молитвах дома и как будто посчитали его недостаточным. Некоторые из них сказали: «Я не буду есть мясо». Другие сказали: «Я не буду жениться». Третьи сказали: «Я не буду спать на постели». Это дошло до Пророка (СААС), и он сказал: «Почему некоторые из людей говорят так-то и так-то, однако я держу пост и разговляюсь, сплю и молюсь ночью, ем мясо и женюсь на женщинах, а кто отвернется от моей Сунны - то он не из моих».

Его Сунна (СААС) - это его подход к пониманию религии и ее практике в повседневной жизни, в отношениях с Господом, с самим собой и окружающими, отдавая всем должное.

Бедствия и пороки, вызываемые проявлением чрезмерности в религии
Если бы проявление фанатизма и крайности в религии не приводило к порокам и бедствиям, не было бы сделано нам такого предупреждения.
Первый недостаток: чрезмерность создает затруднения людям и отвращает их от религии.

Обыкновенный человек многого вынести просто не в состоянии, а ведь Шариат обращается ко всем людям, а не к отдельным слоям общества. Поэтому Пророк (СААС) разгневался на своего близкого друга Муаза, когда тот был имамом, и молитву читал так долго, что даже один из людей пожаловался Пророку. После этого он сказал Муазу: «Смутьян ли ты, о Муаз?!» и повторил эти слова три раза (Приводится у Аль-Бухари).

В другом подобном случае он в сильнейшем гневе сказал имаму: «Истинно, среди вас есть способствующие отвращению и отчуждению! Кто молится имамом перед людьми, пусть сокращает молитву, ведь за ним могут стоять старые и немощные, и нуждающиеся люди». Поэтому, когда Пророк (СААС) послал Муаза и Абу Мусу в Йемен, он дал им следующие наставления: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, и соглашайтесь друг с другом, а не будьте в разногласии...» ( Аль-Бухари и Муслим). Умар (да будет доволен им Аллах!) говорил: «Не вызывайте ненависть у Аллаха к Его рабам — один из вас может быть имамом и долго стоять в молитве, что вызовет у людей отвращение к тому, что они делают».

Второй недостаток: у крайностей короткая жизнь, и человек не может долго терпеть трудностей и лишений. Человек по своей слабости может перейти от излишества к халатности и небрежности. Сколько существует людей, которые в одно время были известны своим фанатизмом и излишней религиозностью, но затем они либо уходили из Ислама вообще (упаси Аллах), либо изнемогали под гнетом излишних воздержаний.

Поэтому Пророк (СААС) давал следующие наставления: «Берите на себя лишь те деяния, которые вы в состоянии выполнять, ибо не надоест Аллаху, пока не надоест вам… Самые любимые дела перед Аллахом - это самые продолжительные, даже если в малом количестве» (Приводятся у Аль-Бухари и Муслима, Абу Дауда и Насаи от Айши, да будет доволен ею Аллах).
Ибн Аббас передал: «Одна из жен Пророка днем держала пост, а ночами молилась. Люди сказали ему с удивлением: «Она постится днем и молится ночами!» Посланник (СААС) ответил: «Поистине, в каждом деянии бывает усердие, но любое усердие однажды ослабевает. Усердствующий в моей Сунне идет верным путем, а усердствующий в чем-то другом заблуждается».

В сборнике Ахмада приводится хадис от Абдуллы ибн Амру: «Посланнику Аллаха передали, что некоторые из его сподвижников проявляли очень сильное усердие в богослужении, на что он ответил: «Это усердие в Исламе, однако, всякое усердие ослабевает... Тот, кто усердствует в стремлении жить по Корану и Сунне — нашел надежную опору и идет по прямому пути. Тот же, кто усердствует в ослушании Аллаху — — он погубивший себя» (Шакир утверждал, что хадис передан достоверными источниками).
Как прекрасно общее наставление Пророка (СААС) всем его последователям: совет быть целеустремленными и умеренными и не пытаться быть чрезмерными в религии, ибо это их погубит. Сказал Пророк (СААС): «Истинно, религия — легкость, и тот, кто будет чрезмерным в религии, проиграет. Так выпрямляйте и приближайтесь, и радуйтесь!» (Аль-Бухари и Ан-Насаи от Абу Хурайры).

Аль-Мунави сказал в своем комментарии к этому хадису: «Т.е., никто не должен углубляться в религию и покидать общество, как монахи, иначе он ослабеет и проиграет. «Выпрямляйте» означает «придерживайтесь прямоты», а это умеренность без излишества и небрежности. «Приближайтесь» означает, что если вы не можете делать все идеально, то старайтесь приблизиться к этому. «Радуйтесь» подразумевает награду за постоянные благодеяния, пусть даже в небольших количествах».

Третий недостаток: Нарушение прав окружающих
Истину сказал один мудрец: «Сколько я ни видел излишеств, всегда рядом с ними было нарушение прав». Пророк (СААС) спросил Абдуллу ибн Амру, когда узнал, что он отдал всего себя поклонению так, что забыл о правах своей семьи: «Верно ли, что ты постишься днем и молишься ночью?» Абдулла ответил: «Да, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Не делай этого, постись и ешь, молись и спи, ведь, у твоего тела есть права по отношению к тебе и у твоих глаз, и твоей жены есть права на тебя, и у твоих гостей есть права перед тобой» (Аль-Бухари в «Книге поста»).

То же сказал и сподвижник Салман аль Фариси своему брату Абу Ад-Дарда, которых Пророк (СААС) объявил братьями, что вселило в их сердца крепкую дружбу. Однажды Салман пришел к Абу Ад-Дарда и увидел его жену Умм Ад-Дарда в потертой рабочей одежде, а не в красивой одежде, которая приличествует замужней женщине. Он спросил ее: «В чем дело?» Она ответила: «У твоего брата Абу Ад-Дарды нет стремлений в этом мире!» Затем пришел Абу Ад-Дарда, приветствовал Салмана и подал ему еду, сказав: «Ешь, а я держу пост», Салман ответил: «Я не буду есть, пока ты не поешь». (У Аль-Баззара: «Я делюсь с тобой, чтобы ты поел»). Он поел, а когда пришла ночь, Абу Ад-Дарда пошел молиться, а Салман сказал: «Спи», и он лег спать. Затем он хотел пойти опять, но Салман сказал «Спи», и он лег спать. Когда же наступил конец ночи, Салман сказал: «Вставай и молись сейчас». Они помолились, и Салман сказал: «Воистину, у твоего Господа есть права на тебя, однако и у тебя самого есть права перед собой, также и у твоей семьи есть права перед тобой – так отдавай же всем должное». Абу Ад-Дарда пришел к Пророку (СААС) и передал ему слова Салмана. И тот ответил: «Истину сказал Салман!» (приводят Аль-Бухари и Ат-Тирмизи). В риваяте Ибн Саада: «Поистине, Салман насытился знаниями».

И все-таки, что же означает понятие «религиозный экстремизм»? Каковы его признаки и кого можно назвать экстремистом?
Определение понятия «экстремизм» - это первый шаг в изучении данной проблемы. Нет никакой ценности в суждениях, не основанных на положениях Ислама и принципах Шариата, построенных лишь на мыслях и словах кого-либо. И никто не может приводить доводы перед Аллахом и Посланником (СААС), ведь сказал Всевышний: «Если вы в споре о чем-то, то обратитесь к Аллаху и Посланнику, если вы верите в Аллаха и в Последний день» (сура «Ан-Ниса»: 59).

Все ученые были единогласны в том, что обращение к Аллаху означает обращение к Его Книге, а обращение к Посланнику означает обращение к его Сунне. Без этой связи с шариатом молодежь не обратит внимание на доводы и фатвы кого бы там ни было. Существует история про то, как имама Мухаммада бин Идриса Аш-Шафи’и связывали с фанатизмом, и он на это ответил: «Если любовь к семье Мухаммада есть фанатизм, то пусть люди и джинны свидетельствуют, что я рафидит» (член одной из радикальных шиитских сект - прим. переводчика.).
В наше время один из призывающих к Исламу сказал: «О Аллах, если блюститель Книги и Сунны является реакционером, то сделай меня реакционером при жизни и при смерти, и воскреси меня в группе реакционеров!».

Сегодняшняя реальность такова, что определение таких понятий, как «радикализм», «фундаментализм», «экстремизм», «фанатизм» и т.п. представляется весьма важным аспектом, чтобы эти термины использовались уместно, а не там, где и кому это заблагорассудится.Если мы предоставим определение понятия «религиозный экстремизм» на личное усмотрение и в интересах любого человека, то определений будет столько же, сколько людей. «И если бы истина следовала их страстям, то пришли бы в разлад небеса и земля и те, кто в них» (сура «Аль-Муъминун»: 71).

Два важных примечания
Примечание первое
Мера религиозности человека и общества, в котором он живет, влияет на его суждение о религиозности других, об их экстремизме или умеренности. Очевидно, что если человек очень религиозен, и общество, в котором он живет, строго придерживается канонов Ислама, то он весьма негативно будет относиться к любому проявлению небрежности и халатности в религии. Он даже может удивляться тому, что кто-то не молится ночью или не постится днем. Об этом есть пословица: «Благодеяния святых — прегрешения приближенных».

Здесь мне вспомнились слова Анаса бин Малика своим современникам из ат-табиинов (следующее поколение мусульман после асхабов, или сподвижников — прим. переводчика). «Вы совершаете проступки, которые в ваших глазах тоньше волоса, а во времена Посланника Аллаха (СААС) мы считали их губительными грехами!» Айша пела бейт (былина — прим. переводчика.) о Лябиде бин Рабиа: «Ушли те, на чьем иждивении жили, а я осталась позади, как кожа чесоточного». После чего она воскликнула: «Да помилует Аллах Лябида, как бы он жил в наши времена?»
После смерти Айши ее племянник Урва бин Аз-Зубайр пел бейт о ней и говорил: «Да помилует Аллах Лябида и Айшу, что было бы, если бы они дожили до нашего времени?»

Однако, в противоположность этому мы видим людей, которые мало знают о своей религии и небрежно относятся к выполнению ее положений. Эти люди живут в окружении, которое не живет по шариату и считает минимальное выполнение указаний шариата проявлением фанатизма и крайности.
И чем дальше они от религии, тем больше они поражаются или даже порицают тех, кто держится за узы религии и держит себя в рамках богобоязненности, спрашивая обо всем неизвестном им: «разрешенное это или запретное?».

Многие, с исламскими именами и западным менталитетом, считают обыкновенное повиновение велениям Аллаха религиозным экстремизмом!

Мы видим тех, которые считают религиозным экстремизмом отращивание бороды молодыми парнями и ношение покрывала для головы девушками!

И видим тех, кто считает уважение и почитание религии, призыв к благому и запрещение скверного религиозным экстремизмом и покушением на личные права других людей.

И видим таких, которые считают призыв к исламу и жизни в рамках религии и шариата религиозным экстремизмом!

И видим таких, кто считает, что называние неверующими (кяфирами) атеистов,- тех, кто не верует в религию, является одним из проявлений экстремизма и фанатизма, хотя основа религиозной веры — это убеждение верующего, что он на истинном пути, а его оппозиция на ложном пути, и здесь не может быть многозначности
.

Примечание второе
Будет несправедливо обвинять человека в религиозном экстремизме только из-за того, что он избрал какой-то крайний взгляд в фикхе (исламское право — прим. перев.) и считает, что это наиболее верно в свете шариата, и что именно этого требует религия.

Может быть, этот человек считает, что, выполняя подобные деяния, он приблизится к Аллаху. Это подтверждают некоторые хадисы, в которых говорится, что, выполняя дополнительные виды поклонения, человек приближается к Аллаху до тех пор, пока Он его не полюбит.
Одна из истин жизни заключается в том, что люди в делах непосредственного поклонения и мирских делах различаются, среди них есть облегчающие, и есть усложняющие. И среди сподвижников также были снисходительные, как Ибн Аббас, и были бескомпромиссные, как Умар (да будет доволен ими Аллах).

Мусульманину в подобных ситуациях достаточно основываться на положениях одного из мазхабов, принятых последователями Сунны, или же на правильном иджтихаде (выводе), построенном учеными на основе доказательств шариата. И если некоторые из основателей мазхабов считают, что отращивать бороду обязательно и брить ее запрещено, то можно ли считать экстремистом того, кто последовал этой точке зрения только потому, что это противоречит вашим взглядам, или взглядам Зайда и Умара, или взглядам ученых современности? Имеем ли мы право мешать человеку выбирать чью-то точку зрения, в особенности, если это касается лишь его одного и не затрагивает интересов других?

Большинство мусульманских ученых прошлого считали, что взрослая мусульманка должна закрывать все свое тело, кроме лица и кистей рук, полагая их исключением в словах Всевышнего: «И пусть они не показывают свои прелести, кроме того, что видно из них» (сура «Ан-Нур»: 31).
Это мнение они подкрепляли хадисами. Большинство ученых современности также склоняются к этому мнению, но есть группа ученых, считающая, что и лицо, и кисти рук необходимо закрывать. Они также обосновывают свое мнение аятами Корана и хадисами. Многие ученые Пакистана, Индии, Саудовской Аравии и других стран Персидского залива наставляют молодых мусульманок все тело покрывалом, покрывать лицо и носить перчатки.

Можно ли обвинять в экстремизме девушку, которая последует их наставлению, или мужчину, который потребует этого от своей жены или дочери? Имеем ли мы право заставлять кого-либо отказаться от своих убеждений и вынуждать его променять рай на ад ради нашего мнения и во избежание обвинений в экстремизме?

Подобное говорится и о тех, кто придерживается крайних взглядов по поводу музыки, песнопения, изобразительного искусства и фотографирования, а также других вопросов, о чем мы имеем собственное, отличное от их, мнение.

Действительно, многое из того, что мы считаем проявлением экстремизма и чрезмерности, имеет обоснование в шариате и в фикхе, на этом основываются и эти положения защищают некоторые ученые современности. По стопам этих ученых идет часть молодого поколения, надеясь на милость Аллаха и боясь Его наказания, одевая длинные рубахи вместо современных брюк и рубашек, укорачивая брюки до щиколоток, избегая любого общения с женщинами и ведя себя подобным образом во многом другом.

То есть, мы не можем порицать мусульманина и обвинять его в экстремизме из-за того, что он обременяет себя выполнением необязательных религиозных предписаний, приняв те взгляды в фикхе, которые, по его мнению, приведут его к довольству Господа им в мире ближайшем и в будущей жизни.

Мы не вправе заставлять его отказаться от своего мнения и требовать от него действий, противоречащих его вероубеждениям. Все, что мы можем – это с мудростью призывать его и не предвзято беседовать с ним, приводя свои доводы и доказательства. Может быть, он примет наше мнение и последует по нашему пути, посчитав его более прямым и верным.

Продолжение следует



  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Сахих аль-Бухари

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles