Время молитв: Фаджр: 7:18 - Шурук: 9:18 - Зухр: 12:56 - Аср: 14:31 - Магриб: 16:15 - Иша: 18:15 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Основы вероубеждения
Свидетельство веры
Молитва
Пост
Хадж
Закят
Любовь к нашему пророку Мухаммаду (САС)
Братство и любовь ради Аллаха
Ради единства нашей уммы
Значение Сунны в нашей повседневной жизни
Этика разногласий
Физиологическое значение мусульманской молитвы
Тафсир суры "Аль Фатиха"
Дуа «аль-Кунут»
Время совершения обязательных молитв и дополнительные молитвы (сунна) к обязательным
Акыда для начинающих
Сунан аль-Фитра
Молитва- своевременная и пропущенная
Некоторые вопросы фикха
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Время совершения обязательных молитв и дополнительные молитвы (сунна) к обязательным

    Вопрос:
    Я читал, что на намаз категорично опаздывать нельзя, но бывают моменты по сути своих обстоятельств и по каким то причинам,начало намаза переноситься на 10-16 минут позже.

    Считается ли это большим грехом и будет ли принята мольба моя Всевышнему?Но уверяю Вас,в течении дня я выполняю по воле Всвышнего все 5-фард намазов без сокращений,дополнительный намаз в 2 раката(каждым утром),намаз в 2 раката ради Аллаха,и ради Благословения Всевышним Аллахом нашего любимого пророка Мухаммада(С.А.С),его членов семьи,его Сподвижников,и всех пророков до него,мир им всем,и Благославения Всевышнего над ними.
    Вот этот намаз в 2 раката я делаю каждый день утром и вечером при чтении сур"ФАТИХА,ИХЛЯС,ФАЛЯК,НАС,АЯТУЛЬ-КУРСИ",в каждом ракате повторяя все пять сур по одному разу,а то и больше.
    В пятницу этот намаз я делаю дополнительно,кроме утреннего и вечернего выполнения ,и в мечети,с большим количеством повторений сур(СубганаАллагь,Алгьмдулильлагь).Это я называю моим нафл-намазом в 2 раката.

Ответ:
Ва алейкум ассалям ва рахмату-Аллахи ва баракату, дорогой брат. Большое спасибо за вопрос. В нем поднято сразу несколько очень важных тем, поэтому решили разобрать его подробно. Возможно, эта информация будет полезна многим, иншаАллах.

I. Своевременное совершение молитв

Стремление делать каждую молитву своевременно очень похвально, и Всевышний, иншаАллах, наградит за это. Аллах говорит в Коране:
«Воистину, молитва предписана верующим в определенное время». (3:103).
Однако откладывание молитвы, если на это есть уважительная причина, грехом не является.

У каждой молитвы есть определенное время, в которое она должна совершаться.
Порой совершить молитву точно в положенное время бывает затруднительно. А также сказано в Коране: "Не возлагает Аллах на душу больше, чем по силам ей"
Кас. времени совершения обязательных молитв, существует 2 достоверных хадиса, указывающих на временной промежуток, в течение которого молитва действительна:

1) Передают со слов Абдуллаха ибн Амра, что посланник Аллаха, САС, сказал:
«Время полуденной молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до того, как длина тени человека станет равна его высоте. Оно продолжается вплоть до наступления послеполуденной молитвы. Время послеполуденной молитвы длится до тех пор, пока не пожелтеет солнце. Время закатной молитвы продолжается вплоть до исчезновения вечерней зари. Время вечерней молитвы длится до середины ночи. А время рассветной молитвы от начала рассвета и длится до восхода солнца. А когда будет восходить солнце, то воздерживайтесь от молитвы, поскольку она восходит меж рогов шайтана». (Муслим.)

2)Джарир ибн Абдуллах рассказывал, что Джибрил пришел к пророку и сказал ему:
«Встань и молись». И они совершили полуденную молитву (ЗУХР), когда солнце минуло зенит. Затем он явился к нему для совершения послеполуденной молитвы (АСР)и сказал: «Встань и помолись», и они совершили послеполуденную молитву, в то время когда длина тени предмета была подобна его длине. Затем он пришел на закате (солнца) (МАГРИБ)и сказал: «Встань и молись». Вечернюю молитву (ИША) они совершили когда исчезли сумерки. Затем он пришел на рассвете (ФАДЖР ) (или он сказал: «Рассвет был ясен»).

Затем Джибрил явился в полдень на следующий день и сказал: «Встань и помолись», и они совершили полуденную молитву, когда длина тени предмета была равна ее высоте. Потом он пришел для совершения послеполуденной молитвы и сказал: «Встань и помолись», и они совершили молитву, когда тень предмета была два раза длинее (самого предмета). Затем он явился в то же самое время (как и в предыдущий день) для совершения закатной молитвы. Затем он явился для ночной молитвы после того, как прошла половина ночи (или он сказал: "третья часть ночи") и они совершили вечернюю молитву. Затем он явился к нему, когда небо сильно засияло, и сказал: «Встань и молись», и они совершили утреннюю молитву. Затем (Джибрил) сказал: «То, что между этими двумя временами и есть время (молитв)».

(Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи и ат-Тирмизи. Аль-Бухари сказал: «Это самое достоверное сообщение о временах молитв».

Таким образом, указан промежуток времени, в течение которого можно совершать каждую молитву, и она при этом будет действительной.

Кроме того, в хадисе переданном со слов Абу Хурайры «Тот, кто успел совершить один ракаaт молитвы, тот успел совершить молитву». Этот хадис передала «группа».

Известно также, что посланник Аллаха, САС иногда откладывал молитву ЗУХР, если было слишком жарко, а если нет- совершал эту молитву в начале ее времени.

Послеполуденная молитва (АСР):

Абу Хурайра передал слова пророка , СААС:
«Кто успел совершить один ракаат послеполуденной молитвы до заката солнца, тот успел совершить послеполуденную молитву». (аль Байхаки)
В комментариях к «Сахиху Муслима», ан-Навави сказал:
«Наши товарищи (шафииты) сказали, что время послеполуденной молитвы делится на пять частей:

  1. лучшее время
  2. предпочтительное время
  3. допустимое время, которое никак не осуждается
  4. допустимое время, хотя и нежелательное
  5. время, при котором (человек) имеет оправдание или необходимость.

Наиболее достойное время - это начало времени молитвы.
Предпочтительное время - это время, когда тень отбрасываемая от предмета становится вдвое длиннее высоты самого предмета.
Допустимое время, в котором нет никакого осуждения продолжается до времени, когда солнце становится желтоватым.
Допустимое время, которое является нежелательным, наступает со времени, когда солнце становится желтоватым и продолжается до захода солнца.

Время, которое имеет оправдание или необходимость, начинается, фактически, со времени полуденной молитвы для того, кто может объединить полуденную и послеполуденную молитвы, из-за путешествия или другой уважительной причины.

Если послеполуденная молитва совершается в течение любого из этих времен, то она будет выполнена во время. Если в это время мусульманин не успеет помолиться, то совершенная им молитва будет считаться как восполняемая».(наше примечение: или "када", или "каза")

2. Откладывание молитвы без уважительной причины:

Сообщается, что Анас сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Подобная (молитва, является) молитвой лицемера; он ждет, пока солнце не становится между рогами шайтана, а затем встает и совершает четыре быстрых ракаaта, и поминает Аллаха только немного». (передала «группа», исключая аль Бухари и ибн Маджа) Это же относится не только к молитве АСР, но и к другим молитвам.

II. Что кас. чтения сур "ФАТИХА,ИХЛЯС,ФАЛЯК,НАС,АЯТУЛЬ-КУРСИ",в каждом ракате, повторяя все пять сур по одному разу, а то и больше».

1. Если читать после Аль-Фатихи аяту-ль -курси, а после него- другие суры- это является нежелательным, т.к. прерываешь чтение одной суры (аль Бакара) и переходишь с нее на другую;
2. Если читать в указанном порядке: многие ученые указывают, что желательно читать суры в том порядке, как они записаны в Коране. На это нет доказательств, но это мнение ученых.
3.Повторение всех сур по 5 раз и больше, если так делать постоянно- на это нет основания в Коране 4.Советуем читать, например, так: после аль Фатихи- аят аль курси- в одном ракате;
в следующем- после аль Фатихи – аль Ихлас, или другую суру из трех последних. Можно также после аль Ихлас читать аль Фаляк и/или/ анНас, один раз.
Эти суры, как и аят аль курси, безусловно, очень важные, и их чтение может только приветствоваться, однако добровольные молитвы следует совершать таким образом, как нам это известно из сунны посланника Аллаха (СААС).

III. Добровольные молитвы, совершаемые до или после обязательных молитв

Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, (СААС), сказал:
«Первое, с чего потребуют от людей отчета в День Cуда из числа их деяний - это молитва. Господь наш обратится к ангелам, хотя Он лучше об этом знает: “Проверьте молитву моего раба, доводил ли он её до конца, или делал упущений?” И если её найдут полноценной, то ей запишут полноценность, а если он допускал в ней упущения, Он скажет: “Посмотрите, есть ли на счету Моего раба добровольная (молитва)?”, и если таковая будет, Он скажет: “Восполните Моему рабу его обязательную молитву за счет добровольной”, затем счет деяний будет продолжен на основании этого». (Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах и аль-Хаким)

Приводится у Ахмада со слов Умара, что посланник Аллаха,(СААС), сказал:
«Добровольная молитва, совершаемая человеком у себя дома – свет, и тот, кто захочет, пусть осветит свой дом».

Передают со слов Умм Хабибы бинт Абу Суфьян, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
    «Тому, кто будет совершать молитву в двенадцать ракaтов в течение дня и ночи, построят дом в раю: (это) - четыре раката перед полуденной молитвой /зухр/ и два после нее, два раката после закатной молитвы /маѓриб/, два раката после вечерней молитвы /иша/ и два раката перед утренней молитвой /фаджр/». (Этот хадис передали Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи, и др)

3.1. Добровольная молитва до утренней молитвы ( Фаджр)
1. Пророк (СААС) никогда не пропускал эту дополнительную молитву.
Сообщается, что Аиша, сказала: «Не было так, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал одну из добровольных молитв столь неуклонно, как он совершал два раката перед утренней молитвой». (Бухари,Муслим и др.) А также он сказал: «Два раката к утренней молитве лучше чем этот мир и все то, что он содержит в себе». (Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи)

2. Из практики пророка, САС, известно, что он облегчал чтение при двух ракатах перед утренней молитвой, то есть читал их кратко.
«Во время совершения двух ракатов перед утренней молитвой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, простаивал столько же времени, сколько потребовалось бы для чтения Фатихату-ль-Китаб».

3. Какие суры он читал:
Известно, что во время дополнительных 2 ракатов утренней молитвы пророк (СААС) очень часто читал суры "Аль Кяфирун" и "Аль Ихлас" (хадис передала Айша, его приводят имам Ахмад и ат-Тахави)

А также известно следующее: предал ибн Аббас, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в двух ракатах перед утренней молитвой: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам … », и (аяты) из суры Аль-Имран: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас … ». Этот хадис передал Муслим

То есть, в первом ракате, после чтения «аль-Фатихи», он читал следующий аят: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе и Исе и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся». Сура «аль-Бакара», аят 136., а во втором ракате (читал): Сура Аль-Имран,аят 64.
То есть, иногда читал указанные две суры, в другое время- указанные аяты.

4. Дуа между добровольной и обязательной молитвами:

Сообщается, что посланник Аллаха, САС, после 2х ракатов сунны молитвы фаджр, до совершения обязательной молитвы, читал следующее дуа: «O Аллах, Господь Джибрила, Исрафила, Микаила и Мухаммада, пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прибегаю к Твоей защите от огня»;
- «Аллахумма, Рабу Джибраиля, ва Исрафиля ва Микаиля ва Мухаммадан ннабийя, сала Аллаху алейхи ва саллям, аузу бика мин ан-нар», и повторял это три раза
. (передал Ибн Суни)

Также сообщается со слов Анаса, что пророк, САС, сказал:
«Тому, кто скажет в пятницу рано утром перед утренней молитвой:
“Прошу прощения у Аллаха, кроме которого нет иного бога, Живого, Поддерживающего, и приношу Ему свое покаяние”, три раза, то Аллах простит его грехи, даже если они будут подобны пене морской».
«Астагфиру Аллаха аль-ллязи ля иляха илля хува, аль хайию, аль кайиюм, ва атубу илейхи»
(Ибн Суни.)

3.2. Добровольная молитва до и после полуденной (Зухр.)

1. Ибн Умар говорил:«Я спросил у Аиши, да будет доволен ею Аллах, о молитве посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и она сказала:
«Он молился в четыре раката перед полуденной молитвой /зухр/ и два после нее». (Ахмад, Муслим и др)

2. От ибн Умара также сообщается, что посланник Аллаха совершал молитву в 2 раката до молитвы Зухр,и два раката после нее (имам Ахмад).

Ибн Хаджар пишет в книге «Фатх аль-Бари»: «Лучше понимать их как описание различных обстоятельств. Иногда он молился в два раката, а иногда в четыре раката. Некоторые сказали, что это можно объяснить так: если он совершал их в мечети, то он молился только в два раката, а когда молился у себя дома, то молился в четыре раката. С другой стороны, под этим может подразумеваться, что он молился в два раката у себя дома, а затем выходил в мечеть и там, также молился в два раката. Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, видел, как он молился в мечети и не видел, как он молился в своём доме, когда как Аиша знала и то и другое.

Абу Джафар ат-Табари сказал: «В большинстве случаев, он молился в четыре раката и иногда молился в два раката».Если кто-то молится в четыре раката до или после полуденной молитвы, желательно совершать их в двух частях, каждый по два раката, хотя допустимо совершать их вместе только с одним «таслимом» в конце четырёх ракaтов, поскольку пророк, САС, сказал:
«Дополнительные ночные и дневные молитвы следует совершать по два (раката)». (Абу Дауд )

3. Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пропускал четыре раката перед полуденной молитвой /зухр/, он всегда совершал их после неё. (ат-Тирмизи )

3.3. Добровольная молитва после закатной молитвы (Магриб)

К числу желательных действий при совершении добровольной молитвы /суннат аль-маѓриб/ после обязательной закатной молитвы, относится чтение сур «Скажи: «О неверующие!» /Куль йа аййуха-ль-кафирун/ и «Скажи: «Он – Аллах Единый, … » /Куль хува-Ллаху ахад/ после чтения суры «аль-Фатиха».
Сообщается, что Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я не могу сосчитать, сколько раз я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал в двух ракaтах после обязательной закатной молитвы /маѓриб/ и в двух ракaтах перед перед обязательной утренней молитвы (суры) «Скажи: «О неверующие!» и «Скажи: «Он – Аллах Единый». (Ибн Маджа и ат-Тирмизи)

3.4. Уже упоминались хадисы, в которых указывалось на узаконенность двух ракатов после вечерней молитвы (Иша).

4. Выше упомянуты добровольные установленные молитвы к обязательным молитвам, они относятся к числу молитв, совершение которых подкреплено (сунна муаккада), но остаются и другие дополнительные молитвы, совершение которых не подкреплено(гаира муаккада). То есть, посланник Аллаха (СААС) совершал их, но не так постоянно, как упомянутые выше, и не побуждал делать это других.
Это:

4.1. Молитва в 2 раката перед молитвой АСР
хадис Ибн Умара, в котором он сказал:
«Да помилует Аллах человека, который совершил четыре раката перед послеполуденной молитвой /аср/». (передали Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, который назвал его хорошим, а Ибн Хиббан и Ибн Хузайма подтвердили его достоверность)
Аль-Бухари передал от Абдуллы ибн Муѓаффала, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте молитву перед закатной молитвой, совершайте молитву перед закатной молитвой» и затем третий раз сказал: «(Это для того), кто хочет». ( Бухари Муслим)
Однако является нежелательным, чтобы люди приняли это за Сунну.

4.2.Два ракaта перед вечерней молитвой (Иша):
Согласно хадису, который был передан «группой» со слов Абдуллы ибн Муѓаффала, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Между каждыми двумя призывами – молитва, между каждыми двумя призывами – молитва», а на третий раз, он добавил: «Для того, кто пожелает». (Ахмад, аль-Бухари, Муслим и др)
У Ибн Хиббана со слов Ибн аз-Зубайра сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет ни одной обязательной молитвы, чтобы ей не предшествовали два раката».


А также:

  • О смирении(хушуа) в молитве
  • 33 способа развития хушуа (смирения и концентрации) в молитве, часть 1
  • 33 способа развития хушу‘а (смирения и концентрации) в молитве, часть 2

  • Слова поминания Аллаха и дуа, произносимые пророком (СААС) во время молитвы
  • Какие суры читал пророк (СААС) чаще других во время обязательных (фард) молитв?



  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Сахих аль-Бухари

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2017
    Design: a-styles