Время молитв: Фаджр: 5:54 - Шурук: 7:53 - Зухр: 14:00 - Аср: 16:50 - Магриб: 19:48 - Иша: 21:30 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Основы вероубеждения
Свидетельство веры
Молитва
Пост
Хадж
Закят
Любовь к нашему пророку Мухаммаду (САС)
Братство и любовь ради Аллаха
Ради единства нашей уммы
Значение Сунны в нашей повседневной жизни
Этика разногласий
Физиологическое значение мусульманской молитвы
Тафсир суры "Аль Фатиха"
Дуа «аль-Кунут»
Время совершения обязательных молитв и дополнительные молитвы (сунна) к обязательным
Акыда для начинающих
Сунан аль-Фитра
Молитва- своевременная и пропущенная
Некоторые вопросы фикха
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Значение Сунны в нашей повседневной жизни

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах- Прощающий, Милосердный. Скажи: повинуйтесь Аллаху и Посланнику. Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (сура «Аль Имран» 3:31,32)

Ниже приводится небольшой отрывок из книги Мухаммада Асада "Ислам и западная цивилизация" (М-ва, изд-во "Андалус", 2006)

За последние годы было внесено множество различных реформаторских предложений, и многие духовные врачи пытались изобрести средство для лечения больного тела Ислама. Но до сих пор все оказывалось тщетным, ибо мудрые доктора почему-то упорно забывали о лекарстве, от применения или неприменения которого зависит дальнейшая судьба заболевшего. Этим средством, столь нужным всегда всему организму Ислама - здоровому или больному, является Сунна нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Сунна - главный ключ к пониманию возникновения и победного шествия Ислама более тринадцати столетий тому назад. Почему же она не может стать ключом и к пониманию нашего нынешнего упадка? Ведь соблюдение Сунны синонимично исламскому существованию и прогрессу. Пренебрежение Сунной равноценно гниению и распаду Ислама. Она - каркас дома Ислама, и если отделить каркас от дома, разве будет удивительным, что он рассыплется, как карточный домик.

Понятие «Сунна» используется здесь в своем самом широком смысле, а именно, как пример Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в его словах и делах. Его замечательная жизнь - наилучшая живая иллюстрация к Корану, и нельзя отдать большей дани этой Священной Книге, чем преданно и беззаветно следовать примеру того, кто ее открыл для нас.

Жизнь каждого мусульманина, - как в прошлом, так и теперь, - должна быть направлена на полное и ничем неограниченное взаимодействие между его духовным и телесным (физическим) «я», ибо руководство нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает все существование как единое целое, - сумму общих духовных, практических, индивидуальных и социальных проявлений. В этом глубокое значение Сунны. В Коране говорится: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (Св. Коран, 59:7)

Дух Сунны

В чем важность соблюдения Сунны? Почему оно необходимо для настоящих мусульман? Разве нет иного пути к принятию действительности Ислама, как через огромную систему поступков и традиций, приказов и запретов, взятых из жизненного примера Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?

Безусловно, он- самый великий из когда-либо живших людей, но разве необходимость подражать ему во всех деталях, и не является ли это нарушением свободы человеческой личности? Обычное возражение против Сунны враждебно настроенных критиков Ислама вкратце сводится к следующему: необходимость строгого соблюдения Сунны была одной из основных причин упадка исламского мира, ибо это нарушало свободу действий человека и естественное развитие общества. Какая разница, есть правой или левой рукой, если обе руки чистые?

Для будущего Ислама чрезвычайно важно, согласимся ли мы с таким мнением или нет. Наше отношение к проблеме Сунны определит и наше будущее отношение к Исламу.

Мы по праву гордимся тем, что Ислам основан не на мистическом догматизме, как другие религии, и всегда открыт для критического исследования. Если же соблюдение Сунны является обязанностью, то нам следует понять и сущность этой обязанности.
Ислам направляет человека к единству всех аспектов его жизни. Будучи средством для достижения таковой цели, наша религия представляет собой сумму концепций, к которой нельзя ничего ни прибавить, ни убавить . Повсюду, где бы ни признавалось учение, изложенное Кораном и Пророком (мир ему и благословение Аллаха), мы должны принять его полностью, иначе оно утрачивает свою ценность.

Если мы верим, что Коран - слово Божье, а Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) - Посланник Аллаха, мы должны не только духовно, но и интеллектуально слепо следовать его руководству. Слово «слепо» не означает отключения силы нашего разума. Наоборот, нам нужно наилучшим образом использовать эту силу на пользу нашим способностям и знаниям, чтобы попытаться открыть суть значений и наказов, переданным нам Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Но в любом случае, - способны мы понять конечную цель или нет, нам следует подчиниться приказу.

В порядке иллюстрации к сказанному мне хотелось бы привести пример солдата, которому генерал приказал занять определенную стратегическую позицию. Хороший солдат без промедления исполнит приказ. Если, выполняя его, он способен уяснить себе конечную, стратегическую цель, которую имел в виду гене- рал, тем лучше для него, но, если он сразу не вник в суть порученного ему, он все равно не имеет права отказаться или отложить исполнение приказа.

Мы, мусульмане, полагаем, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) - самый лучший военачальник для всего человечества. Мы, естественно, верим, что он знал сферу религии, как в ее духовном, так и в социальном аспекте гораздо лучше, чем любой из нас. Наказывая нам поступать так-то или избегать чего- то, он всегда имел стратегическую цель, которая, по его мнению, необходима для духовного и социального благополучия человека.

В некоторых случаях эта цель предельно ясна, а иногда скрыта от слабого зрения обычного человека. Иногда мы можем понять глубокий смысл наказа Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а порой - лишь его поверхностную, сиюминутную цель. Но во всех случаях мы обязаны подчиняться словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха), при условии, разумеется, что их подлинность установлена. Все остальное не имеет значения. Для нас важны все наказы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и у нас нет права не считаться с какими-либо из них, потому что они кажутся нам «незначительными», ибо в Коране о Пророке (мир ему и благословение Аллаха) сказано: «Он не говорит по прихоти» (Св. Коран, 53:3). Он (Пророк,(СААС) говорит лишь то, что ему приказывает Аллах. И по этой причине мы обязаны следовать Сунне как внешне, так и внутренне, если хотим быть верны духу Ислама.

Насколько мне известно, есть, по крайней мере, три основных причины, для того, чтобы придерживаться Сунны.
Первое, - это обучение человека жить постоянно в состоянии бодрствования и самоконтроля. В духовном прогрессе человека бессистемные поступки и привычки подобны препятствиям в скачках, и их следует свести к минимуму, потому что они разрушают духовную сосредоточенность. Все, что мы делаем, должно определяться нашей волей и подчиняться нашему нравственному контролю. Но, чтобы быть в состоянии вести себя таким образом, нам нужно научиться следить за собой. Эта необходимость постоянного самоконтроля для мусульманина очень точно выражена Омаром аль-Хаттабом: «Отчитайтесь перед собой, прежде чем вас призовут отчитаться». Если все наши мысли и действия будут постоянно подвергаться сознательному отбору, наша способность к самонаблюдению станет непрерывно усиливаться и постепенно превратится в нашу вторую натуру. С каждым днем такой тренировки нравственная леность будет уменьшаться.

Вторая причина носит социальный характер. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что большинство общественных конфликтов происходят из-за неправильной оценки поведения и намерений людей.Непонимание же между членами общества обычно проистекает из-за чрезмерного разнообразия их понятий, представлений и привычек. Разные обычаи, как и разное понимание добра и зла, становятся барьерами при взаимоотношениях. Если же случается, наоборот, несколько индивидуумов имеют одинаковые привычки и наклонности всю свою жизнь, они всегда легко находят общий язык.

Поэтому Ислам, заботящийся в равной степени об общественном и о личном благополучии, стремится к тому, чтобы представления и обычаи мусульман были схожими, как бы не различался их экономический и социальный статус.
А именно это и ничто иное, - истинная и объективная цель исламской социаль- ной организации.

Поговорим теперь о третьем аспекте необходимости строгого соблюдения Сунны. В ее системе многие детали, касающиеся повседневной жизни, основаны на примере Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Чтобы мы ни делали, мы постоянно думаем о соответствующем поступке или высказывании Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Таким образом, личность самого великого человека становится неотъемлемой частью нашей жизни, а его духовное влияние -реальный, постоянно действующий фактор нашего существования. Мы учимся понимать Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не только как выразителя нравственных откровений, но и как гида, ведущего нас к совершенной жизни. И здесь нам надо решить, должны ли мы считать Пророка (мир ему и благословение Аллаха) просто одним из числа других мудрецов, или Высшим Посланником Аллаха, всегда действовавшего под влиянием Божественного вдохновения.

Точка зрения Корана по этому вопросу предельно ясна. Человек, являющийся последним из Пророков и «милостью для миров», не может не находиться постоянно под Божественной дланью.
А это означает: отрицать его руководство, полностью или частично, не что иное, как отрицание или недооценка личного руководства Аллаха. Мы не можем и не должны делать этого, ибо, идя по такому пути можно зайти куда угодно, но только не к духу Ислама, о котором в Коране сказано:
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» ( Св. Коран, 5;3).

Мы рассматриваем Ислам выше любой другой религиозной системы, потому что она охватывает жизнь полностью. Он одинаково рассматривает жизнь, как на этом, так и на другом свете; душу и тело, личность и общество. Он принимает во внимание не только возвышенные свойства человеческой натуры, но и присущие ей ограничения и слабости. Он не предписывает нам ничего невозможного, но указывает нам, как лучшим образом использовать наши возможности и достичь высшей ступени развития, на которой нет противоречия между мыслью и делом.

Ислам - не один из путей, а именно тот - единственный путь, и человек, через которого мы получили это учение, является не одним из великих лидеров человечества, а именно тот - самый главный Ведущий. Следовать за ним всегда и во всем, - значит соблюдать Ислам; отказываться от его Сунны, - отказываться от реальности Ислама .

Один из сподвижников посланника Аллаха, СААС Абу Наджих аль Ирбад бн Сарийя, сказал:
"(Однажды) Посланник Аллаха обратился к нам с увещеванием, от которого сжались наши сердца, а из глаз потекли слезы, и мы сказали: "О, посланник Аллаха, это похоже на увещевание прощающегося. Так дай же нам наставление! Он сказал: "Вот мое наставление: Бойтесь Аллаха Великого и Всемогущего, и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет невольник.
Поистине, тот из вас, кто проживет (достаточно долго), увидит много раздоров, а посему- держитесь за мою сунну, и сунну праведных халифов, держитесь за нее зубами, и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение"
(Абу Дауд и ат-Тирмизи)



Комментарии
1. Роза 2007-12-03 07:17:00

здравствуйте! мне нужна помощь, я хочу научиться делать намаз. с чего начать?
Ас саляму алейкум, дорогая Роза! Да поможет тебе Аллах Всевышний и утвердит в твоем намерении! Если ты живешь в нашем городе, то будем рады тебя видеть у нас. Если нет- то много сайтов,по кот. можно научиться совершать омовение и намаз
например: http://www.azan.ru/namaz/salat_p/

  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Библия, Коран и наука

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles