Время молитв: Фаджр: 3:48 - Шурук: 5:17 - Зухр: 14:16 - Аср: 18:33 - Магриб: 22:54 - Иша: 0:27 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Основы вероубеждения
Свидетельство веры
Молитва
Пост
Хадж
Закят
Любовь к нашему пророку Мухаммаду (САС)
Братство и любовь ради Аллаха
Ради единства нашей уммы
Значение Сунны в нашей повседневной жизни
Этика разногласий
Физиологическое значение мусульманской молитвы
Тафсир суры "Аль Фатиха"
Дуа «аль-Кунут»
Время совершения обязательных молитв и дополнительные молитвы (сунна) к обязательным
Акыда для начинающих
Сунан аль-Фитра
Молитва- своевременная и пропущенная
Некоторые вопросы фикха
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Закят

Закятом (букв: "очищение; рост") называется обязательная выплата части имущества определенным категориям людей в определенное время в соответствии с установленными правилами. Закят является одним из основных столпов ислама, касающийся отношений между людьми, и является лучшим свидетельством заботы ислама о социальной справедливости и практического применения этой справедливости в жизни. Закят связан с правами бедных и слабых на часть имущества богатых и состоятельных людей. Закят - это практическое выражение милосердия, помощи и сочувствия, на которые указал Пророк /САС/ в хадисе: "Верующие, проявляющие дружбу, милосердие и сочувствие друг к другу, похожи на одно тело, если одна часть его болит, то все тело болит".

Выплата закята, являясь одним из видов поклонения Всевышнему, совершается добровольно, как и все прочие акты поклонения. Закят является словно мерилом искренности верующего; отдающий часть своего имущества тем самым проявляет благодарность Всевышнему за то, что Тот наделил его этим.

С исламской точки зрения имущество человека - это достояние Аллаха /СВТ/, как гласит священный Коран: "И давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам" /Сура: "Свет"/

Ислам считает, что Аллах вручил людям достояние и они должны быть достойными наследниками настоящего Владетеля в использовании и обращении с имуществом, о чем говорит Аллах в Коране: "И расходуйте то, в чем Он делал вас наследниками!" /Сура: "Железо"/

С этой точки зрения Ислам установил права бедных и слабых на часть имущества богатых, по словам Аллаха /СВТ/ в Коране: "В имуществах которых известное право для просящего и лишенного" /Сура: "Ступени"/

Коран гласит также: "И в достоянии их была доля для просящего и лишенного"/Сура: "Рассеивающие прах"/

Ислам положил великолепную и важную основу осуществления социальной справедливости среди людей, чтобы все рабы Аллаха имели тот удел, который ниспослал им Аллах. Посмотрев, как распределяется Закят среди тех категорий людей, которые должны его получать, видим, что целью Закята является обеспечение нуждающихся, чтобы не было в исламском обществе просящего или лишенного. В Коране предупреждаются скупящиеся о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха и мусульманин предостерегается от скупости, которая вызывает ненависть у бедных и слабых.

Этим совершенным исламским путем человеческое общество защищает себя от революции голодных и лишенных и сохраняет себя от насилия и кровопролития. Таким образом, социальная справедливость становится основой обеспечения мира, справедливости и любви среди рабов Аллаха.

Очень важно понимать, что ислам ни в коем случае не стремится к установлению полной социальной уравниловки в обществе, напротив, он выступает категорически против тех, кто хочет силой уравнять между собой всех рабов Аллаха, как в средствах труда, так и в его результатах. Эти люди хотят стереть природное различие людей и насадить уравнительную систему, им не свойственную.

Всевышний Аллах, создав людей, не сделал их равными в обладании его благами, а в силу своей мудрости и по своей воле предпочел одних другим. Это различие рабов Аллаха проявляется в разной степени симпатичности и красоты людей, в разнообразии их голосов, их физических сил и умственных способностей, социального происхождения и т. д. Такие же различия существуют и в количестве предоставляемых Аллахом благ и средств существования. Изначально Аллахом заложено в людях природное свойство, предусматривающее их имущественную дифференциацию, подобно тому, как люди отличаются между собой по степени своей талантливости. Ислам считает, что любой экономический проект, суть которого заключается в достижении так называемого экономического равенства, заранее обречен на провал. Дело заключается в том, что Ислам вовсе не провозглашает равенства в самих жизненных благах. Ислам провозглашает равенство в предоставлении возможностей и приложении усилий к приобретению благ и средств существования.

"Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут, которые лицемерят и отказывают в подаянии!" /Сура: "Аль-Маун"/

А подаяние - это, по утверждению большинства улемов, и есть Закят.

В Священном Коране многократно указывается на обязанность мусульман "давать очищение", то есть выплачивать очистительную милостыню, закят, причем эта обязанность часто упоминается вместе с обязанностью творить молитву: "И выстаивайте молитву, и давайте очищение", то есть это чрезвычайно важные положения ислама, ниспосланные нам Всевышним.

Кто обязан выплачивать закят?

Мусульманин, выплачивающий зякят, должен быть:

  • Разумным
  • Совершеннолетним
  • Свободным
  • Обладать состоянием (имуществом или деньгами) в размере нисаба, не считая долгов и предметов первой необходимости.

Нисаб - некий условный уровень материального состояния. Согласно шариату, в настоящее время нисаб составляет 82 г золота. Кроме того, существует еще два условия: 1) владение имуществом, достигшим нисаба, в течении лунного года; 2) имущество должно быть увеличивающимся.

Польза от выплаты закята

  • Закят выгоден дающему- он очищает мусульманина от грехов, помогает сердцу избавиться от скупости и очищает его имущество, а также способствует росту имущества (Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха /САС/ сказал о том, что ангелы молят Всевышнего: "О, Аллах, прибавь имущество дающего, о, Аллах погуби имущество держащего"). Согласно хадису посланника Аллаха (САС) имущество, с которого отчисляется закят, оберегает Аллах: "Оберегайте ваше имущество выплатой закята".
  • Выгода тому, кому предназначается закят, несомненна.
  • Если говорить об обществе в целом, /хотя благополучие каждого и есть благополучие всех/, то Закят связан с нейтрализацией ущерба обществу, какой ему могут нанести, например, люди, обремененные долгами.

Несомненно, бедность является одной из важнейших проблем, с которой сталкивается человек в своей жизни. От этого страдают самые различные государства.

Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до его бедности, чувствует свою отверженность, которая рождает в нем ненависть к богатым. Важнейшей причиной преступлений, совершаемых некоторыми людьми, является не что иное, как бедность, отверженность, ненависть к богачу, дрожащему над своим богатством. Закят - это способ помешать распространению отношений, вызывающих ненависть к богатым и к их обществу. Это путь установления любви и согласия между людьми, между бедными и богатыми, которые живут в условиях сотрудничества.

Как распределяется Закят?

Священный Коран определил тех, среди которых распределяется Закят: "Милостыня предназначается для бедных и нуждающихся, для работающих в связи с ней и для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов и для обремененных долгами, для служения Аллаху и для странствующих, - таково предписание Аллаха" /Сура: "Ат-Тауба"/

1. Бедные- это те, имущество которых не достигает определенного ценза, с которого выплачивается Закят, или владеет средством, которых не достаточно для жизни в течении года.

2. Нуждающиеся, или нищие отличаются от бедных более худшим положением. Нуждающиеся - это те, которые не владеют ничем. А также те, которые в силу возраста или болезни не способны заработать.

3. Обремененные долгами. Ими являются те, чье имущество страдает от долгов, сделанных не в результате грехов. Общество, которое стремится погасить долги подобных людей и отнестись к ним сочувственно, - здоровое и совершенное общество.

4. Средства, которые используются для распространения основ Ислама вне территории его исповедания. К ним относятся публикация и распространение статей и научных работ, как мусульман, так и немусульман, в которых раскрываются достоинства Ислама и т.п.

5.Странствующим /путникам/- ими считаются те, кто отрезан во время путешествия от своих стран и своего имущества, и кто испытывает затруднения в средствах для возврата на родину. Однако при этом учитывается, с какой целью они отправились в путешествие. Например, студент, оказавшийся в чужой стране с целью получения знаний, попадает под категорию тех, кому выплачивается закят, а человек, отправившийся в отпуск и растративший все свои деньги на развлечения - нет.

Перечисленные здесь статьи расхода средств, собранных от закята, актуальны сегодня на территории России. К другим трем категориям относятся: 6) средства на освобождение рабов- поскольку ислам всегда выступал против рабства в любых проявлениях; 7) сборщики закята - с целью воспитания честности и бескорыстия в их душах, борьбы со взяточничеством и беззаконием, стимулирование усердия в работе. Служащие, посланные правителем собирать Закят, берут из него часть соответственно своей работе; 8) нужды обороны исламского государства. Последние два пункта актуальны только для мусульманского государства, что же касается освобождения рабов, то в современных условиях это положение утратило актуальность.


Закят нацелен на поддержание душевного здоровья человека, когда человек счастлив, отдавая часть своего имущества и, тем самым, участвуя в построении счастливого общества.

Человек испытывает удовлетворение, видя довольные и улыбающиеся лица вокруг, очищает свою душу, успокаивает сердце и становится неподвластным волнениям и тревогам. Об этом говорит ученый - психиатр Драйзер: "Если человек хочет получать от жизни наслаждение, он должен приносить пользу другим. Радость личности зиждется на удовольствии других, и радость других основана на радости личности."

Закят также способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, той самой любви, которая почти всегда приводит человека к болезни, а иногда и к самоубийству. Так как скупость и накопительство - это путь, ведущий к чрезмерной любви к материальным благам. А что лучше всего помогает бороться с такого рода любовью, как не щедрость, великодушие и готовность к подаянию. Наиболее ярким проявлением чрезмерной любви человека к богатству является его отказ от достойной жизни, и человек становится невнимательным к делам своей семьи и даже веры.

Во времена пророка Мухаммада (САС) был один человек, звали его Саальба Бин Хатыб, и был он так беден, что ходили они с женой в мечеть по очереди, потому что у них была одна рубаха на двоих. Бин Хатыб отличался искренностью и набожностью, его почти всегда можно было найти в мечети, и поэтому прозвали его тогда "птичка мечети" Однажды он пришел к пророку Мухаммеду (СААС) и сказал: "О,Пророк, взови к Аллаху и попроси его одарить меня богатством." Ответил ему Пророк (СААС): "Горе тебе, Саальба. Малое, за что ты благодарен, лучше большого, которого ты не вынесешь".Еще раз попросил Саальба, и сказал Пророк (СААС): "Разве не хочешь ты быть подобным Пророку, если бы я желал горы золота себе, будут они мне." Саальба на это ответил: "Если попросишь Аллаха, и одарит он меня богатством, я дам каждому, кому положено, его долю." И тогда Пророк (СААС) прочитал дуа , и получил Саальба овец, да так стало расти его богатство, что стало тесно ему в Медине. Затем стал он соблюдать только полуденную и послеполуденную молитвы. Еще выросло его богатство, и стал он молиться только в пятницу. И едва решил он отказаться и от пятничной молитвы, как Аллах ниспослал аяты о закяте:"Возьми с имуществ милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их", и послал Пророк (СААС) к Сальбе за закятом, но тот отказался, сказав: "Что это еще за налог, который придумал Мухаммад?!" И сказал Пророк (СААС) три раза: "О, горе Саальбе!". Когда же Саальба узнал, что говорится по его поводу в Священном Коране (сура "Покаяние":75-78), он спохватился, и пришел с закятом, но сказал Пророк /САС/: "Поистине, запретил мне Аллах принимать от тебя". И не принимался от него закят до его смерти, и счет его ведом теперь только Аллаху.

Закят есть не что иное, как превентивное средство против чрезмерной любви к богатству, которая может овладеть им в той или иной степени, гарантия от этой болезни.


Закят отличается тем, что это не милостыня и не любезность. Это должное, и когда бедный берет его, он чувствует, что это налог братства, что это право бедного взять у того, кто может дать. Закят также абсолютно отличается от других выплачиваемых налогов сроками своей выплаты. Закят в Исламе выплачивается один раз в год, кроме Закята растений и плодов, который выплачивается при уборке урожая. Если бы Закят должен был бы выплачиваться каждый день, или каждую неделю, или каждый месяц, - это нанесло бы вред капиталу, и тот, кто платит, не платил бы его великодушно и с удовлетворением. Кроме того, обязательность его выплаты один раз в жизни повредила бы тем нуждающимся, для кого Закят предназначен. Нет ничего справедливее указанных сроков выплаты Закята.

Некоторые западные ученые признают то положительное, что есть в институте Закята. Масеньон пишет: "У Ислама есть определенное совершенство, что делает его настойчивым в претворении в жизнь идеи равенства. Это достигается через Закят, который каждый человек должен выплатить в казначейство. Он противодействует бессистемной меновой торговле и накоплению богатства, он также борется с ростом долгов по процентам и скрытыми налогами на товары первой необходимости. И в то же время он стоит на стороне частной собственности и торгового капитала. Тем самым Ислам, в который раз, занимает среднюю позицию между капитализмом и коммунизмом."

Это лишь некоторые цели Закята, так как невозможно охватить их все. Так же как невозможно описать все те блага, охватывающие отдельного человека, группы населения, все общество в целом и государство, частный и государственный секторы и все стороны жизни.

Это порядок, который установлен Аллахом Всевышнем в последней из религий. Что же касается воздаяния за него в Последний день, то обещал Аллах тем, кто платит Закят, великую награду.

Таким образом, Закят есть плоть от плоти остальных столпов Ислама и направлен на благо человека в этой жизни и великую награду в Последний день.

  • Калькулятор закята он-лайн



  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Сахих аль-Бухари

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2017
    Design: a-styles