Время молитв: Фаджр: 5:54 - Шурук: 7:53 - Зухр: 14:00 - Аср: 16:50 - Магриб: 19:48 - Иша: 21:30 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Абу Ханифа ан-Нуман
Мухаммад бин Идрис аш-Шафии
Малик ибн Анас ибн Амир аль Асбахи
Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал
Абу Бакр ас-Сиддык
Жены пророка Мухаммада (СААС)- духовные матери правоверных
Повелитель правоверных Умар ибн аль Хаттаб
Усман ибн Аффан
Али ибн Аби Талиб
Поколение последователей: Хасан аль Басри
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Абу Бакр ас-Сиддык

" Если иман всех людей положить на одну чашу весов, а (иман) Абу Бакра- а другую, то вторая перевесит" хадис

Праведный халиф Абу Бакр(да будет доволен им Аллах) родился в 569 году в Мекке, через два года и несколько месяцев после рождения Пророка (СААС). Его настоящее имя Абдуллах ибн Усман Аби Кухафа. Родословная Абу Бакра перекрещивается с родословной Пророка (СААС) в седьмом поколении через деда Мурра ибн Кяаб. Мать Абу Бакра звали Умм Аль Хайр Сальма, дочь Сахра.
Он принял ислам в 38 лет, в 51 год совершил хиджру вместе с Посланником Аллаха (СААС), стал первым праведным халифом, когда ему исполнился 61 год.
Имел 4 жены и 6 детей, две жены- еще до принятия ислама, одна из которых также совершила хиджру. От первого брака было двое детей- сын Абдуллах (погиб в битве при Бадре) и дочь Асма, известная сподвижница пророка (СААС), да будет милостив к ней Аллах.
От второго брака было также двое детей- Абдурахман и Айша, которой впоследствии было суждено стать женой нашего пророка (СААС) и матерью правоверных, да будет милостив к ней Аллах. Другие две жены Абу Бакра были из ансаров Мадины, их звали Асма и Хабиба.

"Лучшие в джахилии -они и в исламе лучшие, если они поймут"хадис
Этот человек еще в доисламский период пользовался огромным авторитетом и уважением своего народа за его честность, надежность, щедрость и благородство, в те времена его также называли "ибн Акик", так как он отличался прекрасным нравом и красотой. Прозвище Абу Бакр Ас-Сиддык, т.е. Абу Бакр Правдивейший, он получил за то, что поверил в повествование Мухаммада (СААС) о ночном переносе, и с первого слова, призывающего к Исламу, принял эту религию.

Абу Бакр был человеком знающим, образованным, занимался торговлей, обладал немалым состоянием и занимал высокое положение в Мекканском обществе. Он был близким другом пророка (СААС) и первым из мужчин, к которому Посланник Аллаха (СААС) обратился с призывом к Исламу. Приняв ислам сам, он сразу же стал призывать к истине других, тех, с кем общался и кто пользовался его доверием: первые восемь мусульман, откликнувшиеся на его призыв, составили первую группу и авангард ислама.

Он был другом Пророка (СААС) и полагался на него всегда, без сомнений. Абу Бакр стал одним из тех, кому принадлежало первенство и в переселении, и в принятии ислама.
Они стояли рядом с ним плечом к плечу стойко и смиренно переносили все тяготы и невзгоды. Он- тот, кто всегда, в самые трудные минуты, был рядом с Пророком (СААС), распространял и защищал эту религию до последнего вздоха.

Самоотверженность
Этот праведный человек был беззаветно предан пророку (СААС), не щадил ни жизни, ни сил своих, ни времени, ни имущества для дела Ислама и блага мусульман. Абу Бакр был настолько выдающейся личностью, что Аллах Всевышний ниспослал аят, касающийся его высоконравственных качеств: «Отдален от него (огня) будет самый богобоязнен- ный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. И он непременно будет удовлетворен» (Сура «Ночь», 92:21).

Его всегда волновало положение рабов, которых хозяева подвергали жестоким наказаниям только за то, что те принимали Ислам. Он освободил девять рабов, среди которых был и Биляль, первый муэдзин ислама, выкупив их у хозяев во имя лика Всевышнего Аллаха и Его благосклонности. Однажды, когда необходимо было срочно собрать средства, Омар ибн аль Хаттаб принес половину того, что у него было. Абу Бакр же принес ВСЕ. «Что же ты оставил для своей семьи?!»,- спросили его опешившие сподвижники. «Аллаха и Его посланника!»,- прозвучало в ответ.
И этот случай очень характерен для личности Абу Бакра- этот человек никогда ничего не оставлял для себя, никогда не берег себя, без единого колебания он жертвовал для ислама ВСЕМ.

Наряду с этими сильными качествами, он обладал мягким сердцем и плакал при чтении Корана так, что оказывал сильное воздействие на слышащих его язычников.

Всегда рядом с пророком (СААС)
Абу Бакр всегда старался быть рядом, оградить пророка (СААС) от любой опасности, стремясь принять удар на себя. В Мекке, когда посланник Аллаха (СААС) подвергался преследованиям со стороны курайшитов и его жизни постоянно угрожала опасность, Абу Бакр неотступно следовал за ним.

Однажды, когда враги ислама угрожающе обступили пророка (СААС) и один из них уже схватил его за накидку, Абу Бакр залсонил его собой, воскликнув: «Неужели вы хотите убить человека только за то, что он говорит : «Господь мой-Аллах»?!». В другой раз пророку (СААС) во время молитвы набросили петлю на шею и стали душить, но Абу Бакр опять оказался рядом, он накинулся на обидчика и спас посланника (СААС). Еще об одном случае рассказала Асма: «Кто-то сообщил отцу: «Схватили твоего товарища!» И он выбежал от нас, крича: «Неужели вы хотите убить человека только за то, что он говорит : «Господь мой-Аллах»?!», и они оставили пророка (СААС) и бросились на Абу Бакра, а потом он вернулся к нам, и стоило нам дотронуться до его волос, как они начинали падать» (То есть курайшиты не только сильно избили его, но и выдрали все волосы). Таких примеров можно привести много.

Когда Пророк (СААС) принял решение о переселении мусульман в Мадину, то в соответствии с мудрым повелением Всевышнего Аллаха, во время этот опасного путешествия его сопровождал правдивейший друг и сподвижник. В пути Абу Бакр всячески старался оградить посланника Аллаха (СААС) от любой опасности.

Пребывание в пещере
Одним из проявлений высокой степени преданности Абу Бакра пророку (СААС) было их совместное в пещере, где они укрывались от преследователей. Когда они добрались до пещеры, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, ты не войдёшь туда, пока не войду я, и если там окажется что-нибудь опасное, пусть это постигнет меня, а не тебя!» После этого он вошёл в эту пещеру и очистил её. Обнаружив с краю отверстие, он оторвал кусок от своего изара и заткнул его, а два других отверстия закрыл собственными ногами, после чего сказал посланнику Аллаха (СААС): «Входи», и тот вошёл,положил голову на колени Абу Бакра и заснул. Когда он спал, Абу Бакра укусило в ногу прятавшееся в норе ядовитое насекомое, мое, но он даже не пошевелился, опасаясь разбудить посланника Аллаха, (СААС) . Однако на лицо пророка стали капать слезы Абу Бакра и он спросил: «Что с тобой, о Абу Бакр?» Он сказал: «Меня кто-то укусил, да станут мои родители выкупом за тебя», и тогда посланник Аллаха, (СААС) , поплевал ему на ногу и боль прошла.

Реакция Абу Бакра на смерть посланника Аллаха (СААС)
Когда посланник Аллаха скончался, многие сподвижники другие были настолько убиты горем и потрясены, что растерялись, некоторые впали в депрессию. Абу Бакра всегда отличала трезвость ума, решительность. Несмотря на огромную потерю и скорбь, он сумел сохранять присутствие духа, когда все мусульмане пришли в явное замешательство.

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, прискакал из своего дома, находившегося в ас-Сунхе, на коне, спешился и вошёл в мечеть. Не заговорив ни с кем, он вошёл к Аише, да будет доволен ею Аллах, и подошёл к посланнику Аллаха, (СААС), тело которого было завёрнуто в йеменский плащ. Он открыл лицо пророка, (СААС) , наклонился, поцеловал его и заплакал, а потом воскликнул: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя! Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды, а ту смерть, которая была тебе суждена, ты уже встретил!» А потом Абу Бакр вышел к людям, к которым обращался Умар, и сказал: «Сядь, о Умар!» — но он отказался садиться. После этого люди покинули Умара и подошли к Абу Бакру, который сказал:
— А затем: тот из вас, кто поклонялся Мухаммаду, (СААС) пусть знает, что Мухаммад умер, а кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что, поистине, Аллах — Живой, Который не умрёт! Аллах Всевышний сказал: «Мухаммад не более чем посланник, до которого уже были посланники. Неужели же, если он умрёт или будет убит, вы повернёте вспять?! А если кто и повернёт вспять, то ничем он не повредит Аллаху, Аллах же воздаст благодарным!» (сура «Семейство Имрана», 3:144)

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «И, клянусь Аллахом, казалось, что до того, как этот айат прочитал Абу Бакр, люди и не знали, что Аллах ниспослал его. Все люди восприняли от него этот айат, и не было таких, кто бы не повторял его».

Передают со слов Ибн аль-Мусаййаба, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, когда я услышал, как Абу Бакр читает этот айат, ноги у меня подкосились, и я упал на землю, (ибо только тогда) понял, что пророк умер!»

Избрание халифом
Передают, что посланник Аллаха (СААС) сказал за несколько дней до своей кончины: «Поистине, из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга из моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако (достойнее этого) братство и любовь в исламе! Так пусть же не останется в мечети незапертых дверей, кроме двери Абу Бакра!» (комната Абу Бакра примыкала непосредственно к мечети. Эти слова толкуются нак указание на то, что после смерти посланника Аллаха (СААС) именно Абу Бакр должен был стать халифом)

После смерти пророка (СААС) мадинцы опасались, что мухаджиры покинут их и вернутся в Мекку. Они решили, что именно они, мадинцы, ответственны за судьбу молодого исламского государства. Поэтому ансары, не мешкая, собрались и единогласно выдвинули кандидатуру своего лидера Саада ибн Убады на пост главы государства. Мухаджеры же в это время были заняты похоронами посланника Аллаха (СААС), многие же из них вначале были так охвачены горем и шокированы, что оказались вообще не в состоянии принимать какие-либо решения, другие находились в это время далеко от Мадины. Поэтому представители мухаджиров прибыли место собрания чуть позже. Они напомнили, что халифа необходимо избирать из племени курайш, родного племени Мухаммада (СААС), так как арабы не примут иной кандидатуры.

Ход событий показывает, что между ансарами и мухаджирами не было никаких разногласий: ансары организовали собрание и не оповестили об этом мухаджиров только потому, что для этого были объективные причины, часть из которых уже была указана выше; в итоге же на собрании оказались представлены и одни, и другие.

Омар напомнил собравшимся, что посланник Аллаха (СААС), заболев, назначил Абу Бакра руководить коллективной молитвой мусульман. За день или два до своей кончины пророк (СААС)нашел в себе силы выйти к молитве, которую проводил Абу Бакр, и дав ему знак продолжать, сел слева от него. Омар сказал, что никто не имеет права отодвинуть того, кого выдвинул перед собой сам пророк (СААС), и все присутствующие согласились с этим.

После этого все собравшиеся присягнули на верность Абу Бакру, кроме Саада ибн Убады, который принес присягу позже (он пал смертью мученика при сражении в Сирии). Что же касается Али ибн Аби Талиба, то он присягнул дважды. Следует также добавить, что если бы существовало какое-либо иное завещание посланника Аллаха (СААС), то ни один мусульманин не посмел бы его проигнорировать.

Первый праведный халиф
После смерти посланника Аллаха (СААС) Абу Бакр принял присягу и стал его наместником в понедельник, 13-го числа месяца раби аль-авваль, 11 года хиджры и являлся халифом 2 года и 3 месяца. Он украсил начало своего правления великим воззванием к народу, которое стало в последствии предметом гордости мусульманской общины:
«О, люди! Я стал вашим правителем, хотя я не самый лучший из вас. Если я буду поступать хорошо, то помогите мне, а если я буду поступать плохо, то поправляйте меня. Повинуйтесь мне, пока я повинуюсь Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Если я ослушаюсь Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), то вы вправе не подчиняться мне», - говорил Абу Бакр. Этот праведный халиф обязался завершить формирование исламского государства на основе учений Посланника Аллаха (СААС).

Правление
Основная линия правления Абу Бакра:
Шура- справедливость- стойкость на пути Аллаха

Абу Бакр принял управление молодым исламским государством в очень трудное время: могущественные внешние враги, Византия и Персия, стояли у границ, в Йемене, в Неджде и Йамаме (части Аравии) появились лжепророки, также готовые к выступлению, а вероотступничество повсюду, даже в окрестностях Мадины, приобрело массовый характер. В ту пору молитву совершали только жители Мекки и Мадины. Все враждебное окружение было уверено, что со смертью Мухаммада (СААС) исламское государство падет, и сама религия прекратит свое существование.

Однако Абу Бакр проявлял чудеса героизма, решительности и стойкости. Он не мог допустить ни малейшего компромисса по отношению к истине, к религии Аллаха. И поэтому, когда племена вероотступников отказались выплачивать закят, полагая это незначительным, с их точки зрения, деянием, Абу Бакр сказал: «Я буду воевать с ними, даже если это будет поводок от верблюда!». Он не мог пойти на уступку, потому что малейший шаг назад, отклонение от Божественных Предписаний означал бы отход от основ ислама.

Другой пример его абсолютной покорности наказам пророка (СААС) -организация военного похода против Византии. Это выступление подготовил сам посланник Аллаха (СААС) незадолго до своей смерти, назначив руководителем Усаму бин Зайда, но не успел завершить.Опасаясь выступления внутренних врагов, мадинцы обратились к Абу Бакру с предложением отменить выступление войска; они так же стали оспаривать кандидатуру Усамы бин Зайда, так как тот был очень молод, однако получили категорический отказ Абу Бакра- " приказы пророка (СААС) для него не подлежали обсуждению, ни в какой форме!
(А теперь давайте подумаем: принимаем ли мы ВСЕ высказавыния посланника Аллаха (СААС) для себя также, без раздумий и оговорок,а?)

Кончина Абу Бакра
Накануне битвы при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он обратился к ближайшим сподвижникам пророка Мухаммада (СААС) с предложением выбрать себе нового руководителя, но те так и не выдвинули кандидатуры и предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда, попросив немного времени на раздумье, халиф призвал Абдуррахмана ибн Ауфа, Усмана, Сайда ибн Зайда, Али ибн Абу Талиба и других уважаемых людей и предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба. Подавляющее большинство поддержало это предложение.

Когда Абу Бакр Правдивейший умирал, его дочь Айша прочитала ему стихи:
«Клянусь, богатство не вернет молодости,
когда сожмется грудь, и ты издашь предсмертный хрип».
Услышав это, Абу Бакр снял со своего лица покрывало и сказал: «Это не то. Читай–ка лучше: «Наступит, истинно, предсмертное беспамятство, (и будет сказано:) «Настала смерть, которой ты пытался избежать» (сура «Каф», 60: 19). "Вот две мои рубахи. Постирай их, и пусть они будут моим саваном, ибо живые нуждаются в обновке больше, чем мертвые».Затем он спросил: "Какой сегодня день?" Ему ответили: "Понедельник". "В какой день умер пророк?" "В понедельник". -"О, Аллах, сделай так, чтобы я умер сегодня!" И он умер в тот день. Последними же его словами были: "О, Аллах, дай мне умереть мусульманином, и причисли меня к праведным!"

Мадина не плакала так со времен смерти пророка (СААС). Его похоронили рядом с тем, кого он любил больше всех на Земле, и его голова упокоилась рядом с плечом посланника Аллаха (СААС).

Халиф Абу Бакр ас-Сиддык умер 22 числа месяца джумада авваля 13 года хиджры, в возрасте 63 лет. Он вел очень скромный образ жизни; источником его существования были лишь скудное жалованье из государственной казны и земельный участок возле Медины. Согласно завещанию, 1/5 часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть - поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну.

За короткое время своего правления ему удалось сделать значительные успехи в деле укрепления ислама и мусульманского государства. Добиться этого ему удалось благодаря непоколебимой вере, дальновидности и глубоким знаниям.
Какие качества отличали Абу Бакра (да будет доволен им Аллах)?

  • Абсолютная покорность пророку (СААС)
  • Универсальность личности
  • Бескомпромисность по отношению к истине
  • Решительность

Али ибн Аби Талиб сказал на могиле Абу Бакра (да будет доволен Аллах ими обоими) слова, которые характеризуют этого праведного человека как нельзя лучше:
"Да помилует тебя Аллах, о, Абу Бакр,
ты был первым из людей исламом и самый искренний из них иманом,
и самый уверовавший и из самых богатых,
ты больше других защищал пророка, и больше других переживал за ислам,
и был самый мягкосердечный из мусульман,
и больше других походил на пророка нравом, поведением и наставлением,
и да воздаст тебе Аллах добром за ислам и за пророка.
Ты верил пророку, когда другие его отвергали,
ты его поддерживал, когда его унижали,
ты встал на его поддержку, когда другие его не поддержали, и Аллах назвал тебя Правдивейшим.
Ты был крепостью ислама и наказанием для неверных,
и был как гора, которую не сдвинуть ураганом...
...слабым телом,сильным на пути Аллаха, скромным, великим у Аллаха, и прекрасным на Земле, "большим" среди мусульман;
никто не надеялся получить у тебя лишнего и никто не боялся твоей несправедливости...
И дай Аллах нам не заблудиться после тебя!"

Да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен им, и да возвысит Он его в Раю под знаменем Пророка (СААС), вместе с пророками, правдивейшими, павшими за веру, и праведниками!

Вернуться на главную станицу раздела



  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Коран

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles