Время молитв: Фаджр: 3:18 - Шурук: 4:58 - Зухр: 14:07 - Аср: 18:27 - Магриб: 22:58 - Иша: 0:28 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Большие камни
Один репортаж
О смирении
Новый хозяин дома
Наша жизнь после Рамадана
Нет времени...
"Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам"
Божественное пространство ночи
Мусульманин и общество
Деньги
Гнев. Заметки психотерапевта
О понятии времени в Исламе и о Рамадане
Рамадан- месяц терпения
Если б к тебе пришел сам Пророк (СААС)...
Правдивость
Мусульмане в футлярах
По обе стороны имана...
33 способа развития хушу‘а, часть 2
33 способа развития смирения в молитве, часть 1
Отношения с Аллахом
Подари мне мои недостатки!
«Разве не наступила пора для тех, которые уверовали...»
Оживление сердец (часть 1)
Оживление сердец (часть2)
Притча о комнате
Пропущенное свидание
Юноша, ищущий знания...
Почему в пятницу рекомендуется читать суру «Пещера»?
Прекрасные Имена Аллаха
Краткие наставления
Жизнь мгновенна...
Билет в одну сторону
Понятие любви в исламе
Показуха. Этиология, патогенез и методы лечения
Притча о дереве
Виды сердец, по Корану
Рассказ об одном курбане
Советы Ищущему Знания
Условия совершения покаяния
О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ СОВЕРШИТЬ КАЮЩЕМУСЯ
Понятие свободы в Исламе. Миф или реальность?
О ЧЕМ ЛЮДИ ЗАБЫЛИ
Есть ли в исламе тайные знания?
Что следует делать, если вас постигла беда. Инструкция
Зикр- услада сердца верующего
«ля иляха илляЛла» - нет божества, кроме Аллаха
Жизнь в пределах Истины и Время
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Гнев. Заметки психотерапевта

«Не тот силен, кто способен победить многих, а тот, кто способен владеть собой в гневе» хадис

Естественный яд
Для начала позвольте заметить, что хотя гнев и является естественным состоянием человека, это не означает необходимости культивации этого чувства.
В ходе своей терапевтической практики я работала с людьми, которые боролись с собственной злобой, и пришла к пониманию губительности гнева. «Управление гневом» – это общественное понятие, которое означает: «Мы просим тебя избавиться от своей злобы, мы просто хотим, чтобы ты научился с ней справляться».

Как правило, искренне верующий человек чувствует стыд после того, как его гнев уляжется- ведь он прекрасно понимает, что вел себя недостойным и неподобающим образом. Однако борьба с внешним проявлением своей злобы не ослабляет душевную боль и не избавляет от внутреннего, накапливающегося, гнева. А воздействие чрезмерного гнева на сердце имеет самые пагубные последствия.

Всегда ли необходимо подавлять свой гнев? Ведь существует понятие «справедливый гнев»?Гнев, проявляющийся по велению разума, т.е. контролируемый, когда сталкиваемся с мерзостью, подлостью, гнев и ярость по отношению к тому, что достойно отвращения. Отсутствие гнева может перейти в равнодушие, когда человек утрачивает силу духа, становится слабым и молчит, даже если становится свидетелем мерзкого.

Грусть + разочарование = злоба
Первый шаг к озлоблению – это печаль или разочарование. Затем, если мы осознаем, что не можем изменить наше духовное или материальное состояние, мы разочаровываемся. Я обнаружила, что некоторые пациенты боятся своей грусти. Они боятся плакать из-за страха, что никогда потом не смогут остановиться; другие же боятся, что никто не поймет их боли. Грусть – это очень уязвимое состояние, которого люди боятся, но, с другой стороны, без этой ранимости мы бы лишились нашей человеческой красоты. Грусть пробуждает в людях желание понять и помочь, и, наоборот, злоба препятствует быть понятым другими. Когда человек кричит на углу улицы, люди, видя озлобленность, остаются безучастными к нему. Печальный, плачущий человек побуждает других попытаться понять причину его печали. К боли опечаленного человека прислушиваются, рассказывают в ответ о своих проблемах. По отношению же к озлобленному остаются лишь сторонними наблюдателями. Люди скорее опишут тебе, как тот кричал, или что он делал физически, чем его состояние и голос его боли.

Когда ярость берет верх
Итак, оценивая общие предпосылки возникновения озлобления, давайте попробуем понять, как человек приходит к такому состоянию. Часто думают, что люди, проявляющие повышенную озлобленность, страдают нервными расстройствами, слабы или неточны в речи. Я абсолютно не согласна с этими субъективными суждениями. Для одних людей позволить привести себя к Аллаху или даже принять помощь и руководство от других людей легче, чем для других. Некоторые зависимы от окружающих и не могут без их помощи. Тем не менее, для тех, кто не привык полагаться на других или испытал на себе помощь «слабых рук», не существует такого желания- поделиться своей грустью с другим человеком. Такие люди чаще всего склонны к озлобленности. Говоря о злобе или гневе в таком ключе, не значит вернуться и разбередить раны прошлого. Наоборот, это своего рода помощь в понимании того, почему одни люди справляются с гневом легче, чем другие.

Гнев не является константой, как цвет глаз! Это - приобретенное состояние, поведение, которое помогало человеку адаптироваться и выживать в детстве. Взрослая жизнь – немного ярче, не такой «бой на выживание», поскольку мы уже не так уязвимы, как дети. То, что было приемлемо в детстве и то, что помогало выживать, больше не приемлемо для жизни взрослой. Мусульманин должен уметь очень хорошо владеть собой.

Наконец-то- свобода!
Освобождение от кандалов этой разрушительной эмоции требует, чтобы человек научился доверять совету и опыту других людей, позволил им помочь вам. Всегда полезно говорить о своих разочарованиях и расстройствах, выслушать проблемы других людей. Мы должны учиться просить Аллаха о помощи, полагаться всецело на Его высшую и могущественную силу.

Возможно ли полностью избавиться от гнева?
Пока человек что-то любит и чувствует отвращение к чему-либо, от ярости и раздражения избавиться невозможно. Да этого и не требуется.
Следует лишь научиться владеть собой и управлять проявлением своих отрицательных эмоций. Избавление от проявлений гнева не происходит автоматически, научиться этому не так-то просто. На это нужно время, и поскольку я видела, как это происходит, я действительно полагаю, что это реально.

Итак, профилактические упражнения:
Старайтесь идти наперекор своим эмоциям, проявляя кротость и терпение до тех пор, пока эти нравственные качества не утвердятся в вашей душе. Подобные упражнения необходимы не для того, чтобы раздражение в сердце вовсе не возникало, а для того, чтобы вы могли использовать его в соответствии с тем, что одобряется шариатом и разумом, чтобы о ваших эмоциях нельзя было догадаться по выражению вашего лица.

Если же «приступ» все же случился, как следует с ним бороться?
Поскольку избавление от гнева занимает время, я бы рекомендовала следовать хадису Пророка(САС):

  • «Если вы гневаетесь, сядьте, если стоите; если гнев не проходит, ложитесь; если не помогает, сделайте вуду (малое омовение); и молитесь, если гнев не ушел». То есть: измените положение тела, а посредством молитвы, процесса передачи нашего желания нашему Создателю мы прогрессивно выплескиваем оглушительный гнев.
  • Скажите три раза : «Аузу биЛляхи мин аш-шайтани ражим» («Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана»);
  • Вспомните слова Всевышнего в Коране, хадисы Его пророка- что говорится о гневе, о награде за терпение, прощении, о том, что сможете сами уберечься от гнева Аллаха, сдержавшись сейчас;
  • Наконец, представьте, как вы при этом безобразно выглядите со стороны!

Я, естественно сторонник лечения с использованием психологии; однако, я полагаю, что лучше всяких терапевтических лечений для человека будет общение с семьей, друзьями и непрерывная связь с другими мусульманами. Можно жить без злобы. Нет такого понятия, как сердитый человек; скорее мы все - люди, которые по-разному борются с негативными эмоциями. Нам будет во благо, если мы сможем научиться не впускать гнев в сердце и просто научимся владеть собой! Мы значимы, и у нас есть силы и вдохновение идти дальше, поэтому нам должно быть стыдно от того, что эта эмоция (гнев) глушит наши голоса и лишь приносит еще больше вреда, страха и боли другим.

Лейла Асамараи, врач-психотерапевт

Как-то раз один человек из бедуинов сказал Омару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах): « Клянусь Аллахом, ты не судишь по справедливости и даешь людям мало!» Услышав это, Омар разгневался так, что это стало заметно по его лицу, но один сподвижник сказал ему: «О, повелитель правоверных, разве ты не слышал слов Аллаха Всевышнего: «Держись прощения, побуждай к добру и отстраняйся от невежественных» (сура «Преграды»:199) А ведь этот человек из числа невежественных!» И тогда Омар (да будет доволен им Аллах), успокоился и простил его.


Дополнительно читайте:

  • Как эмоции затмевают разум, часть 1
  • Как эмоции затмевают разум, часть 2



    Комментарии
    1. Ali 2007-11-29 15:27:00

    Assalamu alaikum1 Ja nuzhdajus v musulmanskom psihoterapevte. Proshu dat mne koordinati- Лейла Асамараи, врач-психотерапевт. Bolshaja prozba

  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Библия, Коран и наука

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2017
    Design: a-styles