Время молитв: Фаджр: 7:18 - Шурук: 9:18 - Зухр: 12:56 - Аср: 14:31 - Магриб: 16:15 - Иша: 18:15 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Большие камни
Один репортаж
О смирении
Новый хозяин дома
Наша жизнь после Рамадана
Нет времени...
"Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам"
Божественное пространство ночи
Мусульманин и общество
Деньги
Гнев. Заметки психотерапевта
О понятии времени в Исламе и о Рамадане
Рамадан- месяц терпения
Если б к тебе пришел сам Пророк (СААС)...
Правдивость
Мусульмане в футлярах
По обе стороны имана...
33 способа развития хушу‘а, часть 2
33 способа развития смирения в молитве, часть 1
Отношения с Аллахом
Подари мне мои недостатки!
«Разве не наступила пора для тех, которые уверовали...»
Оживление сердец (часть 1)
Оживление сердец (часть2)
Притча о комнате
Пропущенное свидание
Юноша, ищущий знания...
Почему в пятницу рекомендуется читать суру «Пещера»?
Прекрасные Имена Аллаха
Краткие наставления
Жизнь мгновенна...
Билет в одну сторону
Понятие любви в исламе
Показуха. Этиология, патогенез и методы лечения
Притча о дереве
Виды сердец, по Корану
Рассказ об одном курбане
Советы Ищущему Знания
Условия совершения покаяния
О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ СОВЕРШИТЬ КАЮЩЕМУСЯ
Понятие свободы в Исламе. Миф или реальность?
О ЧЕМ ЛЮДИ ЗАБЫЛИ
Есть ли в исламе тайные знания?
Что следует делать, если вас постигла беда. Инструкция
Зикр- услада сердца верующего
«ля иляха илляЛла» - нет божества, кроме Аллаха
Жизнь в пределах Истины и Время
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Показуха. Этиология, патогенез и методы лечения

Для успешной борьбы с заболеванием нужно изучить его этиологию (это учение о причинах болезни) и патогенез- совокупность процессов, определяющих возникновение, течение и исход болезни.

Показуха (арабск: «Рия»)- опаснейшее заболевание, в той или иной степени ею страдают, к сожалению, почти все.
Показуха приводит к тому, что добрые дела имеют непродолжительный характер, и человек не получает наслаждения от их совершения.

О чем пойдет речь:

  1. смысл понятия «показуха»
  2. категории людей по отношению к показухе
  3. причины
  4. понятие «скрытой показухи»
  5. случаи "положительной" показухи
  6. методы лечения

Наш пророк (СААС) сказал: «Кто смог 40 дней провести в искренности, то ручьи мудрости будут течь с его языка»
Здесь подразумевается искренность во всем: в делах, намерениях, и со всеми, в первую очередь- с Аллахом; речь идет о полном самоконтроле над всеми своими делами, а это- огромный труд!

Определение понятия: показуха- это стремление произвести на людей впечатление с помощью совершения добрых дел, с целью приобрести определенный статус, уважение, или, как минимум- обезопасить себя от этих людей.

Здесь следует особо подчеркнуть, что понятие показухи мы рассматриваем исключительно в отношении религии и совершения добрых дел.
Так, например, бизнес, или сфера рекламы к показухе никакого отношения не имеют.

В суре «Подаяние» сказано «Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут, которые лицемерят» (107: 4-6), и в арабском тексте «лицемерят» выражено глаголом «юраун» الَّذِينَ هُمْ يُرَاؤُونَ.
То есть, здесь речь идет именно о показухе.

В суре «Аль Фатыр» также говорится о показухе: «Кто желает величия, то у Аллаха все величие; к Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает. А те, что ухищряются в злых деяниях, им - сильное наказание; а хитрость этих пропадет даром» (35:10).
То есть тот, кто не искренен, идет на какие-то ухищрения, его хитрость не пройдет и не будет удачной.

В то же время, в суре «Человек» рассказывается о качествах искренних рабов Аллаха: «Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (76:9).

Цель этой темы- помочь каждому оценить свои добрые дела, избавиться от примеси показухи, так, чтобы совершение этих дел приносило наслаждение и приобрело постоянный характер, и тогда, иншаАллах, наши дела будут приняты Всевышним.

Наверное, многим известен такой хадис: «Первым из тех, над кем будет произнесен приговор в День Воскресения , будет тот, кто умер мученической смертью. Он предстанет пред Аллахом, и Тот даст знать ему о Своих дарах, и он признает их. Всевышний скажет: «И как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я сражался за Тебя, пока не умер мученической смертью». Но скажет Всевышний: «Ты лжешь. Ты действительно сражался, но лишь для того, чтобы о тебе могли сказать: он храбр и отважен. Так о тебе и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз к Огненному Аду и сбросить туда.

Предстанет перед Господом и другой человек, который занимался знанием и учил этому других, и Аллах даст ему знать о Своих дарах, и он признает их. (Всевышний) скажет: «Как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я учился и учил ему других, и я читал Коран, - (и все это) во славу Тебя и ради Тебя». (Всевышний) скажет: «Ты лжешь. Ты действительно учился , но лишь для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он образован, знающ. И ты читал Коран, чтобы (о тебе) могли сказать: он – чтец Свяшенного Корана. Так (о тебе) и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда.

Будет там и тот, кого Аллах щедро одарил богатством и кому предоставил всевозможные влага. Он предстанет пред Аллахом и Тот укажет ему на все эти дары и тот признает их. (Всевышний) скажет: «Как ты распорядился ими?» Тот ответит: «Я не оставил (без внимания ни одного пути, на которые Ты заповедовал расходовать средства) без того, чтобы расходовать на нем то, (чем я владел), и (все это) во имя и ради Тебя». (Всевышний) скажет: «Ты лжешь. Ты делал это только для того, чтобы (о тебе) могли сказать: он щедр и великодушен. Так (о тебе) и говорили». И потом будет повелено протащить его лицом вниз (весь путь) к Огненному Аду и сбросить туда. (передал Муслим, ан-Насаи и ат-Тирмизи).

В другом хадисе аль- кудси* посланник Аллаха (СААС) сказал: «Любое дело, которое сделано не только ради Меня, а ради Меня и ради кого-то, Я не принимаю» * (хадис аль-кудси- посланник Аллаха передает не свои слова, а слова Аллаха )

Он также сказал: «Малый ширк (многобожие) – это рийя (показуха). Аллах скажет в Судный день: «Идите к тем, кому вы показывали, и пусть они вам дадут награду за это».

В одном хадисе говорится о семи категориях людей, которые окажутся под сенью Аллаха в Судный день. Так вот, один из них- тот, кто дает саадаку, и «левая рука не знает, что дает правая», то есть -дал, и забыл об этом, дал искренне, и никто не узнал об этом.

Как-то посланник Аллаха (СААС) сказал, что «кто постится- пусть смазывает губы, кто хочет молиться- пусть закрывает дверь». То есть, не выставляет свой пост и свою молитву напоказ людям.
Омар ибн аль Хаттаб говорил: «Молитва- это не опускание головы, а то, что в сердце».
Умама бн Бахили (сподвижник) однажды увидел в мечети человека, который плакал в суджуде (земной поклон), и сказал: «Если бы это был твой дом, вообще было бы прекрасно».

Типы показухи:

  1. на уровне внешнего вида
    Если человек одевает одежду тех людей, к которым сам не принадлежит, например- одевается, как исламский ученый. К этой же категории можно отнести излишне яркий и вычурный хиджаб, этим словно хотят сказать: «вот, смотрите, какая я мусульманка!»
  2. в речи
    Находясь в обществе мусульман, его речь подчеркнуто наполнена богобоязненными выражениями: «Маша’Аллах, аль хамду лиЛля, барака Аллаху» и пр., в то же время дома, или в телефонном разговоре он совсем другой…
  3. в делах
    Сюда относятся действия, рассчитанные «на публику»: дача садаки (добровольное пожертвование) нарочито прилюдно, или приглашение в гости известных людей, обладающих высоким социальным статусом. Наш пророк (СААС) сказал: «Самое худшее угощение- когда выбирают гостей по социальному положению».

Статус показухи в исламе
Поклонение (под поклонением понимается любое действие, поступок, совершаемый ради Аллаха), совершаемое не для Аллаха, а с какой-то иной целью является проявлением неуважения к Всевышнему и обманом Его! Ведь ты говоришь: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим помочь». А сам?!

Категории людей по отношению к показухе
Показуха может проявляться:

  • в намерении
    Так, если человек, принимая ислам, сказал шахаду не искренне, а ради какой-то иной цели, (например, чтобы жениться на мусульманке) то такие, согласно хадису, окажутся на самой низкой ступени ада. Или человек говорит: «Брат, я только лишь ради Аллаха это делал!», хотя сам-то прекрасно знает, что это не так…
  • в делах
    Молитва, совершаемая не искренне, а лишь для того, чтобы люди видели- «он молится», или человек якобы держит пост публично, а сам потихоньку ест, когда его никто не видит…
    - все подобные действия те только не будут приняты Аллахом, но также являются большими грехами.

  • в совершении дополнительного поклонения («нафаиль»)
    Люди, которые, с целью произвести впечатление на окружающих обманывают, публично «рисуясь» чтением Корана, совершением зикра и другими видами поклонения- это является малым грехом.
    Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Не смотри, большой или малый грех, а смотри, против Кого ты встал»
    Быть может, человек и совершает доброе дело, но- с оттенком «показухи»: «если меня видят – дам 1000 рублей саадаки, если никто не видит- дам 100»…
    Например, придти на хутбу, только чтобы люди видели…

    Этиология, или причины появления показухи:

  • стремление скрыть дурные дела
    Создать впечатление, завоевать доверие, отвести подозрения- это самый страшный вид показухи. Это те, которые продали Рай и купили ад. Например, человек на людях показывает свое хорошее воспитание и религиозность, а сам совершает прелюбодеяние.

  • ради выгоды
    Например, создать хорошее впечатление, пока не приняли на работу; или- пока не женился…

    Когда человек совершает, пусть даже и очень хорошие дела, но- на показ, он не испытывает легкости от совершенного. Искренний же человек- самый свободный, он не зависит ни от кого и ни от чего, кроме Аллаха. Наш пророк (СААС) сказал: «Самые искренние дела- это самые постоянные».

    Ну, допустим, что все описанные выше случаи проявления показухи являются самыми грубыми и явными ее формами и, иншаАллах, никто из нас этого в себе не обнаружит. Но вот сейчас, дорогие мои, мы приступаем к разговору о самой страшной форме этого опаснейшего заболевания- страшной потому, что, как говорят медики, «нет явной клинической картины, а потому и диагностике поддается очень трудно»- и каждый из нас может легко пропустить в себе ее симптомы

    Скрытая показуха

    Допустим, человек действительно много совершает дополнительного поклонения, и много у него на счету добрых дел, и, подводя итоги, появляется довольство собой: «Вот, и суру выучил, и все сунны намаза сделал, и брату помог, и садаку сегодня дал…»
    И, вроде бы, все ведь действительно прекрасно, но это довольство собой, любимым, приводит к гордыне, и в сердце поселяется внутреннее высокомерие «а вот другие этого не сделали» «а они никто столько не знают», что уменьшает степень дела.

    Так, например, человек хочет совершить киямуту-ль-лейль (ночную дополнительную молитву), и вроде бы, действительно есть у него такое желание, но ведь у него сегодня гость… вот тебе и причина появления этого желания…
    Или делал искренне, но люди увидели, и он обрадовался…

    Признайтесь честно, разве с вами такого никогда не бывало?!

    А кто-то делает много хороших дел, и все -искренне, но, когда его за что-то критикуют, он вспоминает свои добрые дела…

    Предлагаем очень простой тест:
    Насколько ты учитываешь осведомленность других людей в совершении своих дел?

    Случаи «положительной» показухи

    Аллах Всевышний сказал в Коране: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас. Он простит вам некоторые из ваших прегрешений. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (2:271)

    То есть, если показываете добрые дела- это тоже хорошо, пусть это будет примером другим, но если скрываете- намного лучше.
    Не только «дурной пример заразителен», но и хороший тоже!
    Быть может, увидит кто-то, что ты совершаешь молитву на работе, и ему станет стыдно: «а я вот не читаю, стесняюсь кого-то…», и он встанет рядом с тобой. Пришла на занятия одна сестра в хиджабе, и вслед за ней, осмелев, оденет вторая.
    Чужой пример многих стимулирует, облегчает то, что казалось таким трудным.

    После совершения доброго дела человек обычно испытывает радость. Иногда кто-то искренне хочет, чтобы другие просто взяли совершенное им в пример, начали поступать так же, и поэтому всем рассказывает. В таком случае это не является показухой, напротив, это ему «в плюс». Например: ходил в детский дом, помогать, или в больницу к кому-то.

    Когда сообщаешь об этом кому-то – задумайся, спроси себя- зачем ты это делаешь? Если - для того, чтобы люди узнали и похвалили- это показуха, уменьшающая степень совершенного тобой, это тебе «в минус».

    «…и сделай нас образцом для богобоязненных».(25:74)
    Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Тот, кто показал хороший пример и за ним последовали- получил все хасанаты (вознаграждения за совершенное) своих последователей».

    Но не появилась ли скрытая мыслишка- «вот, какой я хороший мусульманин, и пусть это увидят»?

    Когда не принимаются наши добрые дела?

  • когда ты рассказываешь о них другим и
  • когда ты говоришь человеку о том, сколько ты для него сделал
    1) Если изначальное намерение, настрой- на людей, хочешь, чтобы увидели, узнали,- такое дело не будет принято Всевышним
    2) когда сделал искренне, но потом настроился на людей, захотел, чтобы узнали- в этом случае дело твое также не принято
    3) в изначальном настрое не было искренности, однако в процессе совершения дела стало стыдно, пришло сожаление, и настрой изменился.
    По этому поводу существуют 2 мнения: одни ученые говорят: «принято», другие- нет, не принято.

    Имам аш-Шафии сказал: «Боязнь показухи- тоже показуха»
    Сидел брат, читал Коран, но вот вошел другой, и он отложил Коран в сторону: «А вдруг он подумает, что я читаю для показухи?!» То есть, если сердце у тебя чистое, то тебе нечего бояться, тебе это и в голову не должно придти!

    Лечение

    А) Совершая что-то искренне, концентрируйся только на содеянном, и это дело станет 100 % -твоим. Например, Коран не будет в сердце, если читаешь его только на людях;

    В) Подумай: зачем тебе мнение других людей, если ты сам знаешь, что ты- не такой?! Зачем тебе их деферамбы, если ты знаешь, что Аллаха обидел, что это не будет принято…

    С) Стремись быть среди искренних, правдивых, среди тех, кто послужит тебе примером. А если оступишься, они всегда будут тебе молчаливым напоминанием - надо быть искренним! Такие цели, как выгода, похвала, уважение и высокий статус- это все ложное;

    Д) Выработка концентрации в молитве (хушуа), также способствует развитию в себе искренности
    Искренность превращает добрые дела в привычку.
    Наш пророк (СААС) передал слова Всевышнего хадисе аль кудси: «Искренность- это то, что я вложу в сердце Своего раба и не скажу о ней даже ангелам».

    О, Господь наш, о Господь миров! Мы прибегаем к тебе от зла наших душ, и от наущений шайтана, и просим у Тебя искренности, искренности во всех наших делах и помыслах. Мы просим Твоего руководства и только таких дел, которые будут приняты Тобой. Амин



  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Булуг аль-Марам Достижение цели

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2017
    Design: a-styles