Время молитв: Фаджр: 5:54 - Шурук: 7:53 - Зухр: 14:00 - Аср: 16:50 - Магриб: 19:48 - Иша: 21:30 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Большие камни
Один репортаж
О смирении
Новый хозяин дома
Наша жизнь после Рамадана
Нет времени...
"Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам"
Божественное пространство ночи
Мусульманин и общество
Деньги
Гнев. Заметки психотерапевта
О понятии времени в Исламе и о Рамадане
Рамадан- месяц терпения
Если б к тебе пришел сам Пророк (СААС)...
Правдивость
Мусульмане в футлярах
По обе стороны имана...
33 способа развития хушу‘а, часть 2
33 способа развития смирения в молитве, часть 1
Отношения с Аллахом
Подари мне мои недостатки!
«Разве не наступила пора для тех, которые уверовали...»
Оживление сердец (часть 1)
Оживление сердец (часть2)
Притча о комнате
Пропущенное свидание
Юноша, ищущий знания...
Почему в пятницу рекомендуется читать суру «Пещера»?
Прекрасные Имена Аллаха
Краткие наставления
Жизнь мгновенна...
Билет в одну сторону
Понятие любви в исламе
Показуха. Этиология, патогенез и методы лечения
Притча о дереве
Виды сердец, по Корану
Рассказ об одном курбане
Советы Ищущему Знания
Условия совершения покаяния
О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ СОВЕРШИТЬ КАЮЩЕМУСЯ
Понятие свободы в Исламе. Миф или реальность?
О ЧЕМ ЛЮДИ ЗАБЫЛИ
Есть ли в исламе тайные знания?
Что следует делать, если вас постигла беда. Инструкция
Зикр- услада сердца верующего
«ля иляха илляЛла» - нет божества, кроме Аллаха
Жизнь в пределах Истины и Время
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Зикр- услада сердца верующего

    أَلاَ بِذِكْرِ اللّهِ تَطْمَئِنُّا لْقُلُوبُ


    «Разве не зикром Аллаха успокаиваются сердца?» (13:28)


Сегодня мир полон тревог, бед и разочарований. К нам на сайт каждый день приходит множество писем, где братья и сестры описывают свои переживания, неудачи, волнения.

Существует ли какой-то универсальный секрет исцеления? Те, кто познал сладость поминания имени Всевышнего, Его восхваления, поймут, о чем речь. Казалось бы, ты просто произносишь слова восхваления Всемогущего, простые человеческие слова. Но это не так, эти слова- не «простые»!
Почему, начав делать зикр, так не хочется прерывать его? Почему так сильно изменяется эмоциональное состояние? В этом секрет Аллаха, тайна Его Имен.

Очень надеемся что те, кто прочтет эту статью, научатся искреннему восхвалению Всевышнего, будут практиковать это часто и также почувствуют эту сладость, удовлетворение, душевное успокоение, и еще множество чувств, что несет в себе зикр Аллаха.
А те, кто знакомы с зикром, пусть расскажут другим о тех ни с чем не сравнимых душевных ощущениях и той огромной награде, что таит в себе поминание Аллаха.

Зикром (от арабского «закара» «вспоминать») в исламе называют восхваление Всевышнего путем произнесение про себя определенных фраз, как дошло до нас от посланника Аллаха (СААС) и его сподвижников ( да будет Аллах доволен ими всеми). Зикр является одним из видов поклонения Аллаху.

Всевышний наделил каждого из нас определенными способностями, разными физическими и интеллектуальными данными, так что одному дается легко какой-то один вид поклонения, и труден другой. Один может легко держать все дополнительные посты, но ему очень трудно дается Коран, а другой, наоборот, учит Коран с легкостью, но с огромным трудом держит пост.

Однако зикр-тот универсальный вид поклонения, что доступен и легок каждому из нас. Универсальность его еще и в том, что его можно совершать в любое время, не обязательно выделяя при этом какой- то особый промежуток, зирком можно заполнить как раз то время, что проходит у нас «впустую»- в пробках, в очередях, в транспорте, за мытьем посуды и укачиванием ребенка.

Невозможно перечислить все ценности зикра , описать все награды, обещанные за это Всевышним. Да такое перечисление и не имеет смысла. Потому что тому, чье сердце живо к поминанию Создателя, достаточно будет одного хадиса.

Хотелось бы, чтобы делающие зикр только из-за приказа Аллаха, узнав о его ценности, почувствовали бы его особый райский аромат и совершали бы его еще и с внутренней жаждой, так как зикр- это великое богатство.

I. ЦЕННОСТИ ЗИКРА: аяты Корана

Всевышний в Своей Книге неоднократно призывает нас поминать Его: «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (2:152)

«…Много поминай своего Господа и славь Его перед закатом и утром». (3:41)

«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом,
которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне»
(3:190,191)

«Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках» (4:103).
То есть, говорится- «в каком бы состоянии вы ни были, не пренебрегайте поминанием Аллаха»

«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (7:205)

В начале суры « Добыча» говорится об определенных условиях: тот, кто им соответствует, является истинно верующим, им Господь обещает награду, то есть –рай:
«Верующими являются только те, сердца которых трепещут при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел»
То есть, это те, чьи сердца отзываются на поминание Аллаха и чтение Корана; Которые совершают молитву;
Не скупы и легко расстаются с материальными благами ради других. Смотрите, такой вид поклонения, как поминание Аллаха, стоит в одном ряду по ценности с основными обязанностями мусульманина- намазом и закятом (или садакой).

«Люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха…» (24:37)
В Коране аятов, указывающих на ценность поминания Аллаха, великое множество.

II. Что говорил посланник Аллаха о поминании Всевышнего? Хадисы о достоинствах зикра

Когда посланник Аллаха (СААС) отправлял Муаза бн Джабаля наместником в Йемен, он напутствовал его. Среди прочего, он сказал:
«Однажды во время расставания с посланником Аллаха я попросил его посоветовать мне самых любимый Аллахом поступок. На это он сказал:
«Чтобы смерть пришла в такое время, когда твой язык влажен (занят) зикром Аллаха
»

Как понимать- «влажный язык»? Большинство ученых считают, что это означает- делать зикр часто, эта фраза из арабского красноречия. В обыденной речи, когда человек кого-то много хвалит, говорят, что его язык «влажен восхвалениями». Однако есть и другое объяснение: от упоминания имени того, кого любят и обожают, во рту ощущается приятный привкус и наслаждение. Кто хоть немного учил урок любви, тому это известно.

В другом хадисе сказано, что есть такие 4 вещи, кто их приобретет, тот приобретет блага обоих миров:
(1)- язык, занятый зикром;
(2)- сердце, наполненное благодарностью Аллаху;
(3)- тело, способное выносить трудности;
(4) жена, которая не предает мужа в отношении себя и его имущества
.

Посланник Аллаха (СААС) также говорил, что из признаков любви к Аллаху- это любовь к Его зикру, а из ненависти к Нему- это неприязнь Его зикра.
Абу Дарда (один из ближайших сподвижников пророка, СААС, да будет доволен им Аллах) говорил, что те люди, чьи языки были влажны от зикра, войдут в Рай, смеясь.

Посланник Аллаха (СААС) однажды сказал своим сподвижникам: «Не рассказать ли мне вам о том, что лучшее из всех хороших дел ,что является самым чистым в глазах вашего Господа и возвышает вашу степень, что более ценно, чем тратить золото и серебро на пути Аллаха, или сражаться и быть убитым на пути Аллаха? Это- зикр Аллаха»

Почему существуют схожие хадисы, где посланник Аллаха (СААС) говорит, что лучшее деяние- это джихад на пути Аллаха, в других хадисах- это саадака? Да потому что это зависело от временного контекста- во время войны важнейшим делом был джихад, в трудное время, неурожаи- саадака. Но необходимость в этих деяниях бывает временная, и награда за них увеличивается и они выступают на первое место, становятся важнее тогда, когда в этом есть необходимость. А зикру нет таких временных ограничений.

В другом хадисе пророк (СААС) говорит о том, что для каждой вещи есть свое очищающее средство, (для одежды- мыло, для железа- печь), а для сердца - это зикр Аллаха.
Зикр бывает двух видов: зикр сердца и зикр языка.

Так, язык может повторять слова поминания Аллаха, но мысли человека при этом могут быть заняты чем-то другим, его сердце- далеко от Аллаха.
Зикр сердца- когда ты думаешь только о Нем, не только при Его словесном восхвалении, а- когда каждый твой миг связан с Аллахом, это зикр- в широком смысле слова. Когда достигается такое состояние, то никакое поклонение пропустить невозможно. Поэтому это состояние сердца- наивысшее. Все внешние и внутренние органы подчиняются сердцу. Кто не знает состояние влюбленного? Этот же вид зикра есть размышление. Поэтому в другом хадисе и сказано, что некоторое время, проведенное в размышлении, лучше, чем 70 лет поклонения.

Один из величайших мухаддисов, ат-Тирмизи, сказал: «Зикр Аллаха освежает сердце и смягчает его. А когда в сердце нет зикра, то от жара нафса и огня страстей оно становится сухим и твердым. И все части тела затвердевают и отстраняются от повиновения. Если их потянешь, то они сломаются, как если гнуть сухое дерево. Его можно только, распилив на дрова, использовать для огня»

    Так же, как между двумя влюбленными всегда существует некая незримая связь, так между Аллахом Всевышним и Его приближенными, теми, чье сердце наполнено бесконечной любовью к Нему, существует молчаливый зикр, это зикр сердца


В «Муснаде» Абу Аъля рассказывается со слов Айши, что зикр молча, который даже ангелы не слышат, в 70 раз удваивается.

Когда в Судный день Аллах Всевышний соберет все творения для расчета, и ангелы, записывающие дела, придут с книгами деяний, будет сказано посмотреть на дела такого-то раба, не осталось ли что-нибудь. И они ответят, что ни осталось ничего, что не было бы записано, и не было бы сохранено. И будет сказано: «У Нас остается такое дело, о котором вы не знаете- это зикр молча».

В «Шуъаб»Байхаки тоже приводится хадис от Айши, что зикр, который не слышат даже ангелы, по сравнению с тем, который они слышат, в 70 раз выше

Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Те, кто будут введены в Рай, не будут сожалеть ни о чем, кроме времени, проведенного без зикра Аллаха»

Есть такие счастливые люди, которым этот мир без зикра Аллаха не нравится. Хафиз бин Хаджар в «Мунаббихате» писал, что Яхья бин Муаз Рази говорил в своих дуа: «О, Аллах! Нет ничего хорошего в ночи, если она проведена без общения с Тобой. Нет ничего хорошего в дне, если он прошел без поклонения Тебе. Нет ничего хорошего в ахирате (будущей жизни) без Твоего прощения. Нет ничего хорошего в Рае без того, чтобы видеть Тебя»

Посланник Аллаха (СААС) также говорил, что те собрания, в которых не было поминания Аллаха, станут причиной сожаления в День Суда. От Абу Хурайры и Абу Саида передали, что Посланник Аллаха (СААС) говоил, что собрания, где люди заняты зикром Аллаха, окружают со всех сторон ангелы, милость и сакина спускается на них, и Аллах говорит о них с гордостью Своим ангелам.

Что такое сакина?
Часто это слово переводится как «покой», но такой перевод никак не может отразить всю глубину этого понятия! Имам ан-Навави писал, что это такое особое состояние, которое охватывает всю сущность человека, включая спокойствие и радость, и она нисходит только вместе с ангелами.

Ангелы, упомянутые в хадисе, принадлежат к той особой группе, обязанностью которой является собираться там, где люди собираются лишь для поклонения Аллаху и поминания Его.
Сказано в одном хадисе, что «есть такие ангелы, которые бродят по отдельности, и где находят людей, занятых зикром Аллаха, зовут туда своих друзей:
«Идите! в этом месте есть то, что вы искали!» и тогда они собираются над ними, смыкая свои крылья, и друг над другом, до самых небес. Когда же эти люди расходятся, ангелы поднимаются к Аллаху, и Всевышний спрашивает их, откуда они пришли. Они говорят, что пришли с такого-то собрания Его рабов, где люди были заняты Его прославлением и возвеличиванием.
Аллах говорит: «Эти люди видели Меня?» -«О, нет, наш Господь!» «А как бы они посупили, если бы увидели?»- «Они бы еще больше стремились прославлять Тебя, поклоняться Тебе и восхвалять Тебя!», говорят ангелы.
«Что они просят?»- «Они просят Твоего Рая», говорят ангелы «А видели ли они Мой Рай?» «Нет, наш Господь», «А как бы они поступили, если бы увидели Мой Рай?» «Их жажда и стремление были бы еще больше!», отвечают ангелы.
«От чего они хотят спастись?» «Они хотят спастись от Ада», говорят ангелы, «А видели ли они Мой Ад?» «Нет, наш Господь», «А как бы они поступили, если бы они его увидели?» «Они бы еще больше стремились спастись и избежать его», говорят ангелы.
«Тогда будьте свидетелями: Я дарую прощение всем, кто был в этом собрании»
Тогда один ангел говорит: «О, мой Господь! Один человек был там случайно. Он пришел по другому делу и просто присел послушать, о чем они говорят». Тогда Аллах Всевышний говорит: «Это собрание настолько благословенно, что любой, кто сядет с ними даже случайно, не будет лишен благословений (то есть, тоже будет прощен)»


Сегодня со всех сторон сыплются осуждения тех, кто сидит в религиозных собраниях, их не понимают, осуждают. Но ведь так было во все времена! В Коране сказано:
«Грешники смеялись над теми, которые уверовали.
Проходя мимо них, они подмигивали друг другу,
возвращаясь к своим семьям, они возвращались, шутя,
а, завидев их, они говорили: «Воистину, эти впали в заблуждение».
Однако они не были посланы к ним хранителями.
В тот день верующие будут смеяться над неверующими
и созерцать на ложах. Разве неверующие не получат воздаяние за то, что они совершали?»
(83: 29,36)

Однажды посланник Аллаха (СААС) сказал: «Когда вы проходите через сады рая, паситесь досыта». Один сподвижник спросил: «О, посланник Аллаха, что значит сады Рая?» Он ответил: «собрания зикра».

Смысл в том, что если какому-то человеку удастся попасть с такое собрание, он должен считать это большим благом, так как это сады Рая в этом мире.
«Паситесь досыта» указывает на то, что, как если какое-то животное пасется на зеленом пастбище, его так просто не прогонишь. Оно терпит даже палки хозяина, но не уходит. И сказано «сады Рая», потому, что так же, как в Раю не будет никаких бед, так и эти собрания защищены от бед.

В другом хадисе посланник Аллаха (СААС) сказал, что дома, где много поминается и прославляется Имя Аллаха, светятся для обитателей небес также, как для нас светятся звезды на небе.
Можете себе это представить?!
Наш пророк (СААС) также сказал: «Проклят этот мир, и все, что в нем, кроме зирка Аллаха и всего, что с ним связано, учителя и ученика»
И здесь под «всего, что с ним связано» понимают зикр в широком смысле слова- любое поклонение, а также то, что способствует и помогает зикру Аллаха, куда входят и необходимые потребности человека- еда, питье, другие необходимые средства для жизни. Таким образом, зикр Аллаха, в общем смысле, включает в себя все поклонение. Или, можно это также перевести «все, что близко к нему», и это- близость к Аллаху, что также подразумевает все поклонение.
Наш пророк также сказал: «Кто слаб, чтобы усердствовать ночью, и жаден, чтобы тратить свое богатство (на садака), и боится врагов, чтобы участвовать в джихаде, тому нужно делать много зикра Аллаха»

Посланник Аллаха (СААС) сказал, что Аллах Всевышний говорит: «Вспоминай Меня некоторое время после утреннего намаза и после аср намаза. Я буду достаточен для тебя между ними»

А в одном хадисе сказано, что тот, кто прочитает утренний намаз с джамаатом, а потом будет занят зикром Аллаха до восхода солнца*, а потом прочитает два ракъата дополнительной молитвы, получит награду, как за совершенный хадж и омру.
(* эта дополнительная молитва называется «аш-шурук», что означает «восход», и ее можно совершать не раньше чем через 20 минут после полного восхода солнца.)

Посланник Аллаха (СААС) также говорил: «делайте зикра так много, чтобы лицемеры считали вас неискренними».

И вот тут мы хотим остановиться. Ясно: лицемеры и глупцы обвинят вас в показухе. Однако, если вы будете делать зикр тихо, не привлекая внимания, то этого скорее всего, не произойдет, а если будет делать постояноо- они скоро от вас отстанут.

Как избежать показухи?
Один из обманов шайтана: он отстраняет от зикра, внушая вам мысль, что люди увидят, и это будет показухой. Поэтому лучше перестать. Да надо просто не делать никакое деяние с намерением показухи, а если люди увидят, то ничего страшного, не нужно из-за этого прерываться.

Один из великих шейхов, Фудейль (да будет доволен им Аллах), говорил: «Не делать какое-либо деяние из-за того, что его увидят люди, тоже является показухой. А делать деяние для того, чтобы люди увидели, считается многобожием»

В одном из хадисов посланник Аллаха (СААС) сказал: «Вспоминайте Аллах зикром камиль» «А что такое зикр камиль?», спросили его «Это зикр молча» (прим: «камиль» на арабском- «совершенный»)

Одним из тех, кто принял ислам еще в Мекке, был юноша – сирота, но из состоятельной семьи, его звали Аблуллах Зуль Биджадейн. Он жил с дядей, который очень хорошо к нему относился.
Он принял ислам в тайте от домашних. Когда его дядя узнал об этом, то выгнал его из дому, отобрав при этом всю одежду. Мать тоже отвернулась. Но мать есть мать, и, увидев, что ее сын голый, дала ему грубое покрывало, которое он разорвал на 2 части, укрыв одной нижнюю часть туловища, другой- верхнюю.
Он совершил переселение в Мадину, и все время старался находиться у дома посланника Аллаха (СААС), и делал зикр громким голосом.
Однажды Умар заметил: «Этот человек делает зикр напоказ?!» на что посланник Аллаха (СААС) сказал:
"Нет Он- из приближенных Аллаха».
В битве Табук он погиб. Сподвижники увидели, что на кладбище горит лампа.
Подойдя поближе, они увидели, что посланник Аллаха (СААС) стоит в могиле и говорит Абу Бакру и Умару: «передайте мне тело вашего брата». Оба брата подали ему тело. После похорон посланник Аллаха (СААС) сказал: «О, Аллах! Я им доволен. Будь Ты тоже им доволен»
И Ибн Мусъуд, передавший этот хадис, сказал: «И я пожалел, что это было не мое тело».

И, напоследок, напомню еще один, очень известный хадис:
«Следующие семь категорий людей будут собраны в тени Аллаха в Судный день, когда не будет тени, кроме Его тени. Это:
1) справедливый правитель;
2) Юноша, который поклонялся Аллаху в молодости
3) Тот, чье сердце привязано к мечети;
4) Те двое, которые любили друг дурга, встречались и расставались только ради Аллаха;
5) Человек, соблазненный красивой женщиной и отказавший ей только из-за страха перед Аллахом;
6) Человек, дающий саадаку так скрытно, что одна рука не знает, что делает другая;
7) Тот, который делает зикр Аллаха в уединении, и слезы текут по его щекам."


А теперь, дорогие мои, давайте задумаемся: сможем ли мы попасть хотя бы в одну из этих категорий, а ?

Что означает «в уединении»? Ведь до этого же говорилось о собраниях!
В арабском тексте хадиса есть одно слово, означающее «свободный человек» Ученые толкуют это так: свободный от людей, их мнений, это - общий смысл. Но есть еще и второй- что сердце свободно от всего, от внимания ко всему, помимо Аллаха, при этом он может находиться где угодно. Такой человек и есть истинно свободный.
Плакать, вспоминая Аллаха- это большое богатство. Счастлив тот, кого Всевышний одарил этим.

Итак, подведем итог. Что дает нам зикр Аллаха?

  • Преграждает дорогу щайтану к сердцу;

  • Является причиной довольства Аллаха;
  • Удаляет из сердца переживания и грусть;

  • Порождает удовлетворение и радость в сердце;
  • Дает сердцу и телу особую энергетику

  • Освечает лицо и сердце нуром (особым светом);

  • Порождает близость к Аллаху. И чем больше зикра, тем ты ближе к Нем. Чем меньше зикра, тем больше ты отдаляешься от Него.

  • Порождает любовь к Аллаху, которая доводит до степени ихсана. А это и есть та степень, на которой удается поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его.
  • Оживляет сердце. Ибн Теймия говорил, что сердце без зикра, как рыба без воды. Представляете себе рыбу без воды?!

  • Предоставляет защиту Аллаха. Сказано в Коране: «Вспоминайте Меня, и Я вспомню вас» (2:152) И сказано в хадисе аль-кудси: «Кто вспоминает Меня про себя, Я вспоминаю его». Разве даже одной этой ценности не достаточно?!

  • Стирает грехи и ошибки

  • Является причиной ниспослания спокойствия, сакины. Ангелы окружают делающих зикр

  • Язык того, кто занят зикром, уберегается от болтовни, сплетен, злословия и других грехов, связанных с языком.

  • Делающий зикр постоянно войдет в Рай, улыбаясь

(приводится из книги ибн Кайма "Аль Вабилю-ль-Сайб", с большими сокращениями)

В сердце человека есть один уголок, который он не может заполнить ничем, кроме зикра Аллаха. А когда зикр захватывает сердце, он заполняет не только этот уголок, но делает человека без богатства богатым, без царства царем.
А кто отворачивается от зикра, тот, не смотря на богатство и власть, будет унижен
.

    «Чтобы смерть пришла в такое время, когда твой язык влажен (занят) зикром Аллаха»

Так давайте будем просить Аллаха Всевышнего об этой величайшей милости.Амин



  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Булуг аль-Марам Достижение цели

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles