Время молитв: Фаджр: 3:44 - Шурук: 5:13 - Зухр: 14:16 - Аср: 18:35 - Магриб: 22:58 - Иша: 0:31 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Архив новостей
Отношения ислама к представителям иной веры
«Ислам и право» предлагают защиту от харамного Интернета
Праздник Ид аль Адха- послание ко всем Авраамическим религиям
Арабизация – это еще не исламизация…
Геноцид века и исламофобия
К вопросу о вере
Мусульмане в не-мусульманской стране
Исламская миротворческая армия
Некоторые аспекты этики ведения бизнеса
Сколько мусульман в Восточной Европе?
Синдром КДЧС
Саид Нурси. Эпизоды биографии
В чем заключается вред ростовщичества?
Имена Аллаха звучат под сводами Вестминстерского собора
Мы и другие
Сломать стереотипы
Форум в Катаре
Скажи: я мусульманин!
С приближением немусульманских праздников
Исламский оазис в море повседневного стресса
Поздравление с Рождеством от мусульманских ученых
Все в твоих руках!
8 марта
Личность -магнит
Размышляя за пределами квадрата
Сталкиваясь с несправедливостью
Голос умеренности
Ислам в Норвегии
Мой народ, твой народ: наша Умма!
Семь опасностей, подстерегающих потребителя
Исламская гала-выставка в Лондоне
Обращая негатив в позитив
Мысли вслух о Палестине
О кризисе, о стрессе и стойкости. Мысли вслух
Реализм в подходе к природе человека
Интернет –пространство: насколько оно безопасно для нашей молодежи?
Зависимость от компьютера и интернет
8 Марта: с наступлением «немусульманских» праздников
Волонтерство в Исламе
Права животных: исламский взгляд
Итоги швейцарского референдума: какие делаем выводы?
Положение о взятках в исламе
Ответ агностику
Ислам и исламский мир: упадок или возрождение?
Летайте самолетами АЭРОФЛОТА!
Советы желающим добиться успеха
В поисках счастья. Часть 1
В поисках счастья. Часть 2
Иоанн Дамасский
Ислам и другие религии. Тема мести. Аяты джихада
Понятие Рая в исламе
"Ассаляму алейкум!" этикет речи в исламе
Как выучить арабский язык: практические советы
В поисках счастья. Часть 3
Убийство Метина Мехтиева
Юридическая практика мусульман в неисламских государствах
Египет: Апология Мурси
К событиям в Египте
Запрет перевода смыслов Священного Корана. Комментарий автора
История гибели одной цивилизации или «Дуньяборство» как информационный вирус
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..




  Положение о взятках в исламе

    Вопрос: Здравствуйте! Такой вопрос - а как Ислам относится к взяткам? Насколько я вижу, исламские страны в плане взяток не слишком жестоки, и в странах, построенных на типично христианских ценностях их меньше. Взятки порождают социальное неравенство - рабов и господ. Как относится Ислам к этому? К социальному неравенству?
    Andrew


Добрый день, уважаемый Andrew. Большое Вам спасибо, Ваш вопрос нам так понравился, что решили вывести его на первую страницу. Вы затронули серьезную тему, и нам кажется, что эта информация будет полезна многим, в том числе и мусульманам.

Ответ мы разделили на четыре части, исходя из текста Вашего вопроса.


1. Положение о взятках в исламе

В исламе брать и давать взятки для получения того, на что человек не имеет права, или для освобождения от законной ответственности запрещено. Всевышний Аллах сказал в Коране:
«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188).
В другом аяте (=стихе Корана) сказано: «Они охотно выслушивают ложь и пожирают запретное» (5: 42).
Мусульманские учёные (так в исламе называют богословов)( Али ибн Абу Талиб, Ибн Масуд, ал-Хасан ал-Басри, Саид ибн Джубайр, и др.) считали, что под запретным здесь подразумевается взятка.
Пророк Мухаммад (СААС) сказал: «Аллах проклял того, кто даёт и берёт взятку».

Если же человек даёт взятку, чтобы получить то, что полагается ему по праву, или уберечься от несправедливости, то он не совершает греха. Ответственность за такую взятку несёт только тот судья или чиновник, который берёт её.
Так, один из сподвижников пророка (СААС), Джабир ибн Зайд сказал: «Если человек опасается несправедливости и прибегнет к подкупу, чтобы защитить себя и своё имущество, то в этом нет ничего плохого». Похожие высказывания сделали и другие авторитетные известные исламские богословы прошлого: (Ата, Ибрахим, ал-Хасан ал-Басри)
А также: «Используй своё имущество, чтобы защитить свою религию, но не используй свою религии, чтобы уберечь своё имущество». (Муджахид)

Возникает вопрос: То есть, запрет взяток не абсолютен?
Ответ: Взятка запрещается, если ты даёшь её, чтобы получить то, что тебе не полагается, или освободиться от выполнения обязанности. Но если ты даёшь взятку, чтобы уберечь свою религию, свою жизнь и свое имущество, то это не запрещено.
Шариат запрещает судьям и чиновникам не только брать взятки, но и принимать подарки от заинтересованных лиц. Судья обязан выносить справедливые приговоры, а чиновник обязан исправно выполнять свои обязанности, и они не имеют право брать дополнительную плату или принимать подарки от лиц, которые обращаются к ним по служебным вопросам.

Пророк Мухаммад (СААС) сказал: «Если мы назначили кого-либо на должность и назначили ему плату, то всё, что он возьмёт сверх этого, является украденным». Однажды посланник Аллаха (СААС) отправил своего сподвижника собрать пожертвования. Вернувшись, тот сказал: «Посланник Аллаха, вот это вам, а это было подарено мне». Тогда Пророк (СААС) сказал:
«Сядь в доме твоего отца или матери и посмотри, подарят тебе что-нибудь или нет». После чего Пророк (СААС) велел ему передать все собранные пожертвования и подарки в казну, потому что чиновник, получающий заработную плату, не имеет права принимать подарки за свою работу.

Известна также следующая история: Омар ибн Аль Хаттаб, второй праведный халиф, назначил Абу Хурайру- одного из лучших сподвижников пророка (СААС) наместником Бахрейна, и через пару лет Абу Хурайра прибыл к Омару с 10000 динар. Омар сказал ему:

«О ты, враг Аллаха и враг Его Книги! Ты являешься единственным обладателем этих денег?» Абу Хурайра ответил: «Я не враг Аллаха и Его книги, но я враг тех, кто враждует с ними» Омар спросил: «Тогда откуда ты взял эти деньги?» Абу Хурайра ответил: «Я заработал эти деньги, разводя лошадей, моими трудами и получением подарков» Омар не поверил, и велел его выпороть, хотя Абу Хурейра был всем известен как честнейший и достойнейший доверия.

Достоверные высказывание сподвижников пророка Мухмаада (СААС) в исламе в определенный случаях также принимаются как основополагающие. Вот одно из них:
«Поистине, если кади (судья) принял подарок, то он съел запретное, а если он съел взятку, то это достигает степени неверия».

Ал-Албани (современный ученый) сказал: «Подарок, преподнесённый кади (судье) из-за того, что он занимает такой пост, является своего рода взяткой. Эта взятка может быть дана в нужное время или заранее. Ибн ал-Каййим считал, что данный вопрос нуждается в разъяснении, и если подарок преподносится не ради вынесения приговора, например, если его делает тот, кто и раньше делал муфтию подарки, или тот, кто не знает его как муфтия, то принять это дозволено. Но предпочтительнее сразу же отблагодарить его».

Обобщая вышесказанное: подкуп чиновников не является достойным поступком, и мусульманин должен избегать этого, противодействовать этому и разъяснять опасность взяточничества. Этот порок подрывает устои государства, тормозит общественное развитие и лишает тех, кто занимается этим, мужества и достоинства. Позволение прибегать к подкупу — крайняя мера, которой шариат позволяет воспользоваться для того, чтобы предотвратить несправедливость и избежать произвола.

2. Что происходит сегодня в исламских странах в этом отношении
Видите ли, сегодня «исламские страны» называются таковыми лишь потому, что ислам является там государственной религией, и большинство людей этой религии придерживается, хотя бы формально соблюдая ее основные правила (молитва, пост, отказ от спиртного).

Однако с точки зрения законов, царящих там, эти страны очень далеки от ислама, и вся правящая административная верхушка, чиновничий аппарат, военные давно или забыли все положения ислама, или не знали их вовсе никогда. Такое впечатление, что они все давно делают суджуд (земной поклон) Америке, Западу (за исключением, может быть, Ирана). У них в глазах- $.
Так что вопрос взяток для них- «просто цветочки» по сравнению с тем, что они там творят по отношению к исламу и мусульманам.

Есть такая замечательная книга «Что потерял мир по причине отхода мусульман от Ислама», автор Абу-ль Хасан Али Надви, изд-во «Ансар», Москва, 2006. Если найдете в нете, очень советуем почитать.

Ислам- великая религия, а вот мусульмане (сегодня) великими людьми не являются.

3. Как ислам относится к социальному неравенству

Ислам- Божественная религия, ниспосланная всему человечеству, чтобы установить справедливость на Земле. Вы сейчас, наверное, подумаете- «Ага, это мы уже слышали где-то». Нет, Ислам далек от картин философов- утопистов и не прочит всем «светлого коммунистического будущего»

Согласно Корану, каждому человеку Господь ниспослан свой удел в этой жизни, и одному суждено быть богатым, другому- бедным. Но это не значит, что бедный не должен стремиться разбогатеть. Человек должен работать, но- «без надрыва», стремление к материальным благам не должно стать целью его жизни. Он должен быть доволен своим уделом, понимая, что это- его данность, и при этом работать, стараться.

Ислам ни в коем случае не стремится к установлению полной социальной уравниловки в обществе, напротив, он выступает категорически против тех, кто хочет силой уравнять между собой всех рабов Аллаха, как в средствах труда, так и в его результатах. Эти люди хотят стереть природное различие людей и насадить уравнительную систему, им не свойственную.

Так, например, одним из пяти столпов ислама является «закят»- особая ежегодная выплата , которую обязаны вносить богатые, и она распределяется в пользу бедных. "И давайте им из достояния Аллаха то, что Он дал вам" /Сура: "Свет"/

С точки зрения ислама состояние того, кто в достатке- ему не принадлежит, это Господь наделили его. И в этом состоянии уже заложена доля бедняка, так что тот получает ее по праву, он знает, это -его, это- не унизительная милостыня.

Это – весьма кратное объяснение, доступное в этом разделе.
Очень советуем, если найдете немного времени, почитать следующее:

  • Кто такой арРаззак- Наделяющий уделом? Что такое «финансовая подушка» мусульманина?
  • Институт закята в исламе
    А также книгу: Шамиль СУЛТАНОВ. «Ислам - это справедливость». – Москва, «Умма», 2007

    4. Вы пишете, что «в странах, построенных на типично христианских ценностях их меньше» (взяток).

    Нам кажется, что взяток меньше (намного) в развитых европейских странах, и дело тут не в христианских ценностях, а в установленных законах, которые работают, и в самом благосостоянии людей. Не дают, и не берут, потому что это не принято, это наказуемо, и «не сработает», а вовсе не потому, что «это не по -христиански».
    А как Вы считаете, Россия, к примеру, построена на христианских ценностях, или нет?
    Основные моральные ценности у ислама и христианства- общие. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей пришло к их соблюдению, и той, и с другой стороны. Тогда, с позволения Господа Всевышнего, наш мир немного изменится к лучшему.



    Комментарии
    1. Анлрей 2011-12-16 13:07:00

    Добрый день. У меня такой вопрос. Мой друг заканчивает учебу в ВУЗе и для получения красного диплома ему необходимо исправить одну тройку, полученную в самом начале обучения, за которую просят деньги. Сейчас он обучается на отлично, готов ее перездать(особого труда не составит) но перездачу отменили. Теперь из за прошлой ошибки он может лишиться красного диблома, хотя вполне его заслуживает. Помогите пожалуйста и прокоментируете данную ситуацию.
    Добрый день, уважаемый Андрей. если нет возможности перездать, и человеку отказывают в этом его праве- тогда это не взятка, т.к. он хочет получить то, на что имеет право.
    А Господу известно об этом лучше.

    2. Диана 2011-08-25 11:51:00

    Добрый день. Хотелось бы уточнить такой момент. Мой муж имеет возможность брать откаты, которые ему систематически предлагают. Из-за этих откатов не пострадает ни фирма, ни отдельные люди. Раньше, когда он брал эти деньги, обязательно 10% отдавал неимущим или нуждающимся. У него мама очень нуждается в поддержке материальной, но мы сами живем от зарплаты до зарплаты и не имеем возможности помогать систематически. Когда муж брал эти деньги, мы зачастую посылали ей деньги, либо покупали игрушки в детские дома или питание в питомники для бродячих собак. Вроде как и себе помогали и окружающим. Сейчас муж, узнав, что взятка-это гех, отказывается брать откаты. Прокомментируйте, пожалуйста, как можно поступить в таких случаях. По логике мы помогаем себе и помогаем окружающим, значит делаем доброе дело. Просто на свои зарплаты мы не могли бы себе такое позволить. Спасибо

    Добрый день, уважаемая Диана. В Коране сказано: "Аллах - Добро, и принимает только добро (или- "благое")"
    В шариате существует также принцип, согласно которому то, что было получено незаконным путем, не может быть использовано во благо- это не будет принято у Аллаха.
    Исключение может составлять случай, если сама фирма знает о существовании отката и разрешает его брать, такое сейчас встречается. В противном случае деньги приобретены обманным путем, даже если от этого никто и не пострадал.

    3. Andrew 2009-12-11 10:40:00

    Здравствуйте. Спасибо за ваш ответ. Пожалуй, прокомментирую кое-что, что мне показалось не совсем ясным или двусмысленым. "...на что человек не имеет права" - откаты при тендерах и другие махинации, ведущие к нечестной конкуренции считаются тут? Ведь, по сути, он может иметь права или не иметь права на это, но взяткой он получает некий приоритет. Также и в делах бытовых - сделать справку, получить что-то в приоритете и пр. ..."или уберечься от несправедливости, то он не совершает греха" -
    Ответ:
    Любые «откаты», в тендере или в любой торговой операции, являются нечестным ведением бизнеса, это обман, и, следовательно, с точки зрения шариата- запретными.
    Так же и в бытовых вопросах-больничный лист, и пр.

    Что означает "...на что человек не имеет права":
    Например, ты имеешь право участвовать в тендере, но, в процессе подготовки документов, тебя постоянно «тормозят», придираются, навязывают дополнительные пакеты документов, которых не было оговорено изначально - то есть, создают условия, чтобы ты вышел из тендера, либо кому-то заплатил.
    Вот в этом случае ты можешь заплатить, так участие наряду с остальными- это твое право.

    Другой пример: делаешь загран- паспорт. Получение его- твое право. К тебе придираются, затягивают, понятно, что хотят, чтобы ты заплатил, иначе ты его никогда можешь не получить.

    Водительские права: все выучил, сдавал, но в ГАИ не принимают…

    Что такое «купить справку»:
    случай А: справку о нетрудопособности, если ты абсолютно здоров- с точки зрения ислама, это обман, следовательно, запрещено.

    Случай В: тебе полагается эта справка по праву, но тебе ее почему-то не выдают, тянут. В этом случае можно платить.

    Что такое «из опасения», или «когда угрожает опасность»?
    Например, твою фирму хотят закрыть, и приходит пожарник….

    Если еще что-то не понятно, пишите.

  •   Коран ..
      Хадис ..
    Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
    «Тот, кто ищет довольства Аллаха,
    навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
    и сделает так, чтобы люди были довольны им.
    А тот, кто ищет довольства людей,
    навлекая на себя гнев Аллаха,
    то разгневается Аллах на него,
    и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
    (ат-Тирмизи, Ахмад)



      Наш пророк
      из нашей библиотеки

    Коран

     

    Исламская цивилизация

    Фонд Солидарность

    Фонд Солидарность
     
    все права защищены 2017
    Design: a-styles