Время молитв: Фаджр: 3:23 - Шурук: 5:03 - Зухр: 14:06 - Аср: 18:24 - Магриб: 22:52 - Иша: 0:23 |
Календарь
 
 
Основы ислама
Ислам и мир
Ислам и наука
Искусство ислама
Мусульмане Петербурга
Духовное
Семья
Статьи и публикации
По странам и континентам
Часто задаваемые вопросы
Наш центр
Мой путь в Ислам
Личности в Исламе
Уроки истории
Медиа NEW!
Исламские программы NEW!
  Голосование ..

;


  коран карим

 
 

3.СЕМЕЙСТВО ИМРАНА - Мадинская

Главная идея суры – призыв к стойкости

Сура «Семейство Имрана» была ниспослана в Медине, состоит из 200 аятов.
Если в суре «Корова» содержится призыв к единобожию, к признанию наместничества человека на земле, то сура «Семейство Имрана» повествует главным образом о самом необходимом качестве для того, кто взял на себя обязательство единобожия- быть ханифом – о стойкости.
В первую очередь, это стойкость внутренняя, по отношению к себе- (200): "О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете",-

- стойкость и терпение- эти 2 качества всегда взаимосвязаны, всегда выступают вместе.
- Побуждение к терпению, богобоязненности и стойкости является основной темой этой суры и приводится в нескольких аятах:
(102-103):" О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы последуете прямым путем"

(146): "Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Аллах любит терпеливых".
-этот аят говорит нам о том,что это закон- все будут испытаны, но надо держаться.

Наилучшим способом обретения этих благородных качеств является упование на Аллаха, о чем сказано в 173-м аяте:
"Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!»-говорится о том, что само поклонение требует терпения, у кого отсутствует это качесвто- тот не может быть стойким.

Аллах поведал о том, что препятствует стойкости перед лицом трудностей:
1) Это может быть сильная любовь к благам этого мира,
когда человек постоянно ищет мирских удовольствий, следует за своими страстями.Порой эти стремления и не греховные, они- чисто бытовые (работа, семья, квартир...) и- заслоняют собой поклонение.
(14): "Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения".

2)Лишают стойкости также прегрешения, которые открывают путь шайтану к сердцу человека.
(155): "Поистине, те из вас, которые отвернулись, в тот день, когда встретились два отряда, - их заставил споткнуться сатана чем-то, что они приобрели. Аллах уже простил их, - ведь Аллах - Прощающий, Кроткий!"

3)Наконец, раскол среди верующих, их разобщенность также способствует слабости духа. Потому Аллах приказывает держаться вместе.(102-103):
"О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!
Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы последуете прямым путем."

Указывается пять факторов, ведущих стойкости.
Первым и самым главным является обращение к Аллаху, возвращение к Нему через дуа (мольбу).
Верующему человеку следует просить убежища у Аллаха в трудные минуты.
Вот почему Аллах в этой суре есть множество красивых формул дуа (мольбы), например:

(8-9): "Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий!
Господь наш! Ты соберешь людей в день, в котором нет сомнения. Воистину, Аллах не нарушает обещания"
-

говорится о том, что помощь надо искать только у Аллаха, обращаться только к Нему, в любых обстоятельствах, независимо от того, хорошо тебе или плохо.

(191-194)- "Тех, которые поминает Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: "Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня.
Господи наш! Кого Ты введешь в огонь, того Ты посрамил. И нет у несправедливых помощников!
Господи наш! Мы слышали взывающего, который звал к вере: "Уверуйте в Господа вашего!" И мы уверовали.
Господи наш! Прости же нам наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас с праведниками.
Господи наш! И даруй нам то, что Ты обещал через Своих посланников, и не посрами нас в день воскресения. Ведь Ты не нарушаешь обещания".

Это мольба надежды. И далее, в следующем аяте, следует ответ Аллаха своим рабам:
"И ответил им Господь их: "Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других.
А тем, которые выселились или были изгнаны из своих жилищ, и были подвергнуты страданиям на Моем пути, и сражались, и были убиты, - Я очищу их дурные деяния и введу их в сады, где внизу текут реки, - в награду от Аллаха, а у Аллаха - хорошая награда!"
(195)

О качествах, сопутствующих стойкости, также говорят следующие аяты: (16,17):
"Тех, которые говорят: "Господи наш! Мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от наказания огня! терпеливых, искренних, благоговенных, расходующих, просящих прощения на заре".

Вторым фактором является укрепление братства между рабами Аллаха. Первым шагом к созданию такого исламского братства явилось братание мухаджиров и ансаров в Мадине после переселения (хиджры) Пророка (СААС).
"Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!
Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, - может быть, вы пойдете прямым путем!"
- (103)

Третье – усердное и искреннее поклонение Аллаху. В этой суре есть множество примеров поклоняющихся людей – Марьям, Закария, жена Имрана.
Искреннее поклонение, через которое и осуществляется связь с Аллахом - это то, что отличает лицемера от искренне верующего.

(35): "Вот сказала жена Имрана: "Господи! Я обетовала Тебе то, что у меня в утробе, освобожденным (для Тебя). Прими же от меня, - ведь Ты - слышащий, знающий".

(37):" И Господь ее принял ее хорошим приемом, и возрастил ее хорошим ростом, и поручил ее Закарии. Всякий раз, как Закарийа входил к ней в михраб, он находил у нее пропитание. Он сказал: "О Марйам! Откуда тебе это?" Она сказала: "Это от Аллаха Поистине, Аллах питает, кого пожелает, без счета!"

(38): "Там воззвал Закарийа к своему Господу и сказал: "Господи! Дай мне от Тебя потомство благое. Ведь Ты - слышащий воззвание". (39). И возгласили ему ангелы, когда он стоя молился в михрабе".

Четвертое – призыв к добру, эта тема выделена особо. Пророк Мухаммад (саас) – последний из пророков, и после него передачу истины и призыв к прямому пути Аллах возложил на его общину. На первый взгляд это является чем-то направленным "во вне", однако призывающий в первую очередь призывает самого себя.

(104): "Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими"

(110): "Вы являетесь лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха. А если бы уверовали обладатели писания, было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большая часть - распутники"

Наконец, пятое – это обладание целью. Самой важной целью верующего является стремление к довольству Аллаха и Его Раю. На пути к этому вечному счастью человеку приходится самому ставить перед собой какие-то более мелкие, промежуточные цели и достигать их. Наличие цели означает, что человеку не безразлична жизнь, он видит смысл в происходящем:

(191): "Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне".

Условно суру «Семейство Имрана» можно поделить на две большие части. Первая часть – аяты 1-120 – посвящена диалогу с христианами.
Принцип общения с людьми Писания, приведенный в Коране актуален и сегодня и, бесспорно, будет актуален до Дня Воскресенья. Вторая часть – аяты 121-200 – содержит «комментарий» Аллаха к битве при Ухуде, которая была проиграна мусульманами. В сущности, эти аяты описывают не просто конкретное поражение, а являются некой общей моделью любой неудачи.

Стоит отметить, что если первая часть повествует о стойкости внутренней, по отношению к себе, о стойкости разума, то вторая часть суры посвящена стойкости внешней, в отношении не-мусульман, предупреждает нас о том, к чему приводит слабость духа, призывает к его укреплению.

Об этом говорится в следующих аятах: (18-20):
"Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого.
Воистину, религией у Аллаха является ислам. Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Если кто не уверовал в знамения Аллаха, то ведь Аллах скор на расчет.
Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной». Скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям: «Обратились ли вы в ислам?» Если они обратятся в ислам, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения. Аллах видит рабов".

Причем Аллах Всевышний дает понять, что мудрость, которой Он обучает Своего посланника (сас) и верующих, не должна оставаться чем-то абстрактным, сказанным и повисшем в воздухе, а должна последовательно и методично применяться на практике.
(83): "Неужели они ищут иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены". (85): "От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон".

Сегодня люди часто говорят о необходимости межконфессионального диалога. Люди разных убеждений учатся слушать и понимать друг друга.
Наш пророк Мухаммед (саас) оставил нам прекрасный пример такого общения. Однажды к нему в Мадину прибыла делегация христиан из г.Наджрана (Сев.Йемен). Целью визита являлось получение информации об исламе "из первых рук".
Пророк (СААС) принял их, нашел время для беседы и поселил в мечети, где они не только жили в течении 40 дней, но и молились (!) по своему обряду. Согласитесь, для современного ислама случай из ряда вон выходящий. Однако Мухаммад (СААС) стремился донести до каждого, чтобы все поняли, каков нрав ислама
.

Как же нам следует вести диалог с людьми Писания?

Для начала необходимо упрочить свое собственное убеждение. Обрести крепость в вере, о чем говорится в аяте 18:
"Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого."

Важно подчеркнуть, что изначально между нами есть много общего, это то, что отличает нас от язычников и атеистов. Напоминание об этом располагает к разговору, психологически сближает людей, наводится "хрупкий мостик" между нами: мы веруем в Одного и Того же Единого Господа, признаем одних пророков и посланников:

(33): "Воистину, Аллах избрал над мирами Адама, Нуха (Ноя), род Ибрахима (Авраама) и род Имрана"

(64): "Скажи: "О обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: "Засвидетельствуйте, что мы - предавшиеся".

(84): "Скажи: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано Ибрахиму, И Исмаилу, и Исхаку, и Йакубу, и коленам, и в то, что было даровано Мусе, и Исе, и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся".

Следует довести до сведения людей Писания, как мы относимся к Марьям - лучшей женщине из всех живших на земле во все времена:

(42): "И вот, сказали ангелы: "О Марйам! Поистине, Аллах избрал тебя, и очистил, и избрал тебя пред женщинами миров"

Если мы утверждаем что-то, то следует приводить доказательства, которые подчиняются логике, воспринимаемы разумом. Например, разъяснение вопроса об Исе (Иисусе) (мир ему): он всего лишь раб и посланник Аллаха, так же как и первый человек на земле - пророк Адам (мир ему).

(59)" Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: "Будь!" - и он стал"
Или же наш общий предок – пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему). Аллах разъясняет для нас, что вера Ибрахима – истинное Единобожие:

(65-67) :"О обладатели писания! Почему вы препираетесь об Ибрахиме? Тора и Евангелие были ниспосланы только после него. Разве вы не уразумеете?
Вот, вы - те, кто препирается о том, о чем у вас есть знание; почему же вы препираетесь о том, о чем у вас нет знания? Поистине, Аллах знает, а вы не знаете!
Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников".

Следующий шаг- предупреждение об их заблуждении, указание на то, в чем они ошибаются.
И здесь очень важным является тон, в котором мы будем вести диалог. Обратите внимание на слова, которыми Сам Всевышний Аллах обращается к людям Писания – в них чувствуется забота Создателя о своих творениях, предупреждение от заблуждения. Нам в этом отношении стоит быть особенно внимательными. Призыв к исламу – это не слова надменного праведника, а слова, идущие от волнующегося, переживающего сердца.

(70-71): "О обладатели писания! Почему вы не веруете в знамения Аллаха, раз вы их свидетели? О обладатели писания! Почему вы облекаете истину ложью и скрываете истину, в то время как вы знаете?"

Аллах учит нас, как направлять беседу в нужное русло. Однако перед нами могут оказаться люди, как готовые к восприятию истины, так и упорствующие в заблуждениях. Некоторые принимают решение быстро, другим нужно время для анализа. Достойное завершение разговора - наша обязанность. Потому Аллах говорит:

(64): "Скажи: "О обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: "Засвидетельствуйте, что мы - предавшиеся".

И все же есть категория людей, в отношении которых следует проявлять жесткость:
(61): "Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, что к тебе явилось из знания, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!»

Наконец, есть аяты в которых Аллах обращается к нам, чтобы смягчить наши сердца в отношении людей писания, напомнить нам о справедливости, которую Аллах любит в Своих творениях:
(75): "Среди людей Писания есть такой, который вернет тебе целый кантар, если ты доверишь его ему, но есть средь них и такой, который, если ты доверишь ему всего один динар, не вернет его тебе, пока ты не встанешь у него над душой. Они поступают таким образом, потому что говорят: «На нас не будет греха из-за этих невежд». Они сознательно возводят навет на Аллаха"

(113,114): "Не все они одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц.
Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников".

Завершается этот смысловой отрывок аятом, в котором Аллах еще раз напоминает нам о стойкости как о непременном условии для защиты от всего дурного и достижения блага – сочетании терпения и богобоязненности:

(120): "Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает несчастье, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают".

Часть суры также посвящена битве при Ухуде.
В этом сражении мусульмане потерпели поражение, ослушавшись приказа посланника Аллаха (саас) и покинув позицию, на которой им было приказано стоять. Они погнались за военной добычей, в результате чего были окружены.

Это проигрыш был результатом недостаточной стойкости духа, все еще сильной любви к мирскому богатству. Аяты, которые Аллах ниспослал в этой суре, одновременно утешают, поднимают дух, воспитывают, указывают на ошибки и методы их исправления, даруют надежду. Как уже было сказано, на этом частном примере Аллах Всевышний раскрывает механизм любого поражения и дает универсальные советы тому, кто желает учиться на своих ошибках.

Начинается это повествование с перечисления благ Аллаха. Таким образом Господь еще раз напоминает, что Он не покинул верующих и что им не стоит отчаиваться в Его милости. Он с нами, несмотря на наши ошибки.

(123-126): "Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, – быть может, вы будете благодарны.
Вот ты сказал верующим: «Разве вам не достаточно того, что ваш Господь ниспосылает вам в помощь три тысячи ангелов?» Конечно! Если же вы будете терпеливы и богобоязненны, и если враги нападут на вас прямо сейчас, то ваш Господь поможет вам пятью тысячами меченых ангелов.
Аллах сделал это всего лишь благой вестью для вас и дабы ваши сердца утешились благодаря этому, поскольку победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха"

Всевышний, в силах которого и наказание, и прощение, начинает не с упрека, а со слов поддержки. Если человек в трудную минуту слышит утешение Самого Аллаха, останется ли в нем печаль?

(139-140): "Не слабейте и не печальтесь, в то время, как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими.
Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников"

Аллах воспитывает в нас твердость на прямом пути. Он предупреждает, чтобы мы не обращались вспять, будь то на поле боя или в жизненных сражениях:

(144): "Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных".

Наконец, Всевышний указывает причины поражения. Основные из них – ослушание (Аллаха, Его посланника, предводителей мусульман) и разобщение:

(152,153): "Аллах исполнил данное вам обещание, когда вы убивали их с Его дозволения, пока вы не пали духом, не стали спорить относительно приказа и не ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Он уже простил вас, ведь Аллах снисходителен к верующим.

Вот вы бросились бежать, не оглядываясь друг на друга, тогда как Посланник призывал вас, находясь в последних (ближайших к противнику) рядах, и Аллах воздал вам печалью за печаль, чтобы вы не скорбили о том, что было вами упущено, и о том, что поразило вас. Аллаху известно о том, что вы совершаете".

Сура завершается мольбой к Аллаху, которые следует произносить верующим (191-194, см. выше), а так же итоговыми наставлениями по двум главным темам суры и финальным призывом к стойкости.

(196-200): "Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал.
Это – всего лишь недолгое (или небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе! Но для тех, которые боятся своего Господа, уготованы Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно.
Таково угощение от Аллаха, и то, что у Аллаха, будет лучше для благочестивых.

Воистину, среди людей Писания есть такие, которые веруют в Аллаха и в то, что было ниспослано вам и что было ниспослано им, будучи смиренными перед Аллахом и не продавая знамения Аллаха за ничтожную цену. Их награда ожидает их у их Господа. Воистину, Аллах скор в расчете.

О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете".

Напрашивается вопрос: Почему же тогда сура названа - "Семейство Имрана"? Где же рассказ о нем?

Семейство Имрана упомилось, когда речь шла о стойкости. А семейство его составляли женщины, это жена Имрана, которая родила девочку, и осталась одна, и, поняв цель, отдала ребенка в служение храму. Это и Марьям, которая также являет собой пример глубокой искренней веры и стойкости.
Обратите внимание: женщины-они-то и приводятся нам в качестве примера стойкости! И также называется следующая сура Корана- "Женщины".

 
 

  Коран ..
  Хадис ..
Посланник Аллаха (да благословит его Алла и да приветствует) сказал:
«Тот, кто ищет довольства Аллаха,
навлекая на себя гнев людей, то Аллах будет им доволен,
и сделает так, чтобы люди были довольны им.
А тот, кто ищет довольства людей,
навлекая на себя гнев Аллаха,
то разгневается Аллах на него,
и сделает так, чтобы разгневались на него люди»
(ат-Тирмизи, Ахмад)



  Наш пророк
  из нашей библиотеки

Сахих аль-Бухари

 

Исламская цивилизация

Фонд Солидарность

Фонд Солидарность
 
все права защищены 2017
Design: a-styles